Пашенцева И.Т.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР
РАЗРАБОТКИ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

        Замена планово-распорядительных механизмов регулирования экономической жизни рыночными, принятие новой общегосударственной концепции управления в библиотечном деле обусловили разработку управленческих функций с максимальным использованием данных других наук. Ускорение и стремительное увеличение потока информации, изменение всей глубинной структуры информационной системы являются определяющим фактором разработки функции управления, связанной с обеспечением разнообразной информацией.
Осознание того, что информация по своей значимости не уступает энергетическим, трудовым, финансовым и другим стратегическим ресурсам и что библиотека как институт является хранителем и распространителем социальной информации, зафиксированной в печатных и других документах, а информационная среда библиотек есть не что иное, как составляющая часть информационной среды общества, поставило задачу оптимального ее использования с учетом современных технологий.
        Решение современной задачи рационального использования информационных ресурсов немыслимо без разработки современных концепций: комфортной информационной среды и концепции информационных ресурсов. Первая изложена в работах Е.Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдера и разрабатывается другими информатиками. По их мнению, благоприятная, или комфортная, информационная среда – такая, из которой пользователь постоянно и порой даже не вполне целенаправленно черпает информацию самого разного характера. Акцент делается на том, чтобы дать потребителю лишнюю информацию и метаинформацию, ибо он ощущает комфорт как возможность самому разобраться в научной информации. 
        В противовес концепции информационных ресурсов, когда комфортность инфосреды достигается путем улучшения «прицельности» поиска, т.е. уменьшения возможности выбора у потребителя, концепция комфортной информационной среды объясняет комфорт как увеличение возможностей выбора у самого потребителя путем снабжения его научной информацией и метаинформацией. Организация комфортной информационной среды предполагает осознание личностных качеств пользователя как основы творческих усилий по определению своих потребностей в знаниях и возможностей их реализации. 
        Комфортность удовлетворения информационных потребностей в библиотеке обусловливается не только собственно моментом «встречи» потребности и информации, отвечающей ей, но и тем, насколько глубоко и точно опосредована психологическая связь между ними. 
Момент «встречи» или проблема соотношения между книгой и читателем с учетом индивидуальных психологических характеристик личности разрабатывались Н.А. Рубакиным в рамках его библиопсихологического учения. Разрабатывая классификацию психических типов, на основе особенностей склада мышления, памяти, воли, эмоций, и типологию книг, Н.А. Рубакин стремился поставить во взаимозависимость автора книги, ее содержание с читателем. При этом ученый подчеркивал, что психологический тип автора отражается в типе написанной им книги. Библиопсихологические положения Н.А. Рубакина основывались на гносеологии И. Канта, структурализме и логике В. Гумбольдта, психологии бессознательного и разрабатывались параллельно с идеями К.Г. Юнга, который пришел к выводу, что «тип» является врожденной психологической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена, осмысление и анализ которых позволит расширить наши представления об уровне разработки концепции комфортности информационной среды. 
Комфортность библиотечной среды обеспечивается также такими составляющими, как доступность информации, с точки зрения пространства, времени, доступность информации по содержанию. 
        Последняя, с точки зрения пространства и времени, может реализоваться в условиях современных технологий автоматизированного поиска. Важное место в восприятии информации и удовлетворении информационных потребностей занимает использование библиографических источников. Смысловое восприятие текста здесь зависит от предиспозиционных факторов – некоторых характеристик текстов, например, автор, название, тематика, оформление, объем материала, шрифт, формат, аннотация и т.п. Эти факторы читатель воспринимает, оценивает до начала восприятия текста, и они начинают действовать субъективно, настраивая его на определенную готовность к дальнейшему восприятию. Механизм такой настройки заключается в приведении в действие соответствующих ситуаций, установок, первичных эмоций.
        Отражение существенных связей между потребителем и отношениями фрагментов, заключенных в библиографируемых документах осуществляется не на основе слов естественного языка, а на базе наглядно структурированных классификационных схем.   
Hosted by uCoz