Кормишина Г.М.
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЬЮ БИБЛИОТЕК:
ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ

        Одной из основных проблем региональной библиотечной политики является организация взаимодействия библиотек различных типов и ведомств. Задача создания единой сети библиотек на основе взаимодействия, координации и кооперации была поставлена в первые годы становления советского государства и по настоящее время относится к числу актуальных.
        Сегодня складывается ситуация, когда каждая библиотека, каждая библиотечная система борется за выживание, всей своей деятельностью доказывая необходимость обществу. В то же время постепенно приходит понимание того, что в новой экономической ситуации разрозненные библиотеки более беззащитны, нежели сплоченные в единую систему с рациональным распределением кадровых, материальных ресурсов, разделением сфер влияния. В пользу взаимодействия библиотек говорит и тот факт, что создать единое информационное пространство на основе современной компьютерной технологии невозможно без совместных усилий библиотек различных систем и ведомств.
Если до недавнего времени все попытки ликвидировать межведомственные барьеры между библиотеками сводились либо к созданию дополнительных органов надведомственного характера, либо к слиянию самостоятельных систем под единое руководство, то сегодня очевидной стала потребность развития координационных отношений.
        Сложившаяся ситуация во многом обусловлена неразработанностью теории вопроса. Не выявлены показатели учета координационной деятельности библиотек, отсутствуют критерии, с помощью которых можно было бы оценивать эффективность проводимой работы. Недостаточно исследован цикл мотивации, нередко игнорируется человеческий фактор в осуществлении координации. Как следствие всего этого, библиотекари, которые по логике вещей призваны способствовать развитию координации, зачастую поступают иначе.
Остановимся на основных положениях теории координации. Прежде всего, координация является наиболее существенным внутренним свойством управления.
        Существует два вида координации: вертикальная и горизонтальная. Первая – функция управления, вторая – особая форма организации управления. Координация как функция присутствует в любом процессе управления, который основывается на властных полномочиях. Управленческие связи между субординационно неподчиненными системами свидетельствуют о наличии горизонтальной координации. Именно горизонтальная координация способна разрешить проблему разобщенности библиотек различных систем и ведомств.
Поскольку в библиотековедческой литературе термины «координация», «кооперация», «взаимодействие» используются произвольно, разведем эти понятия. Термин «координация» уместен при взаимодействии, осуществляемом в процессе управления, термин «кооперация» – при взаимодействии в непосредственно производственной деятельности.
        В качестве важнейшей составной части всех процессов управления координация и в библиотечном деле связана с управлением. В частности, любой функциональный отдел библиотеки, вступая в координационные связи с неподведомственной библиотекой, должен обладать определенной компетенцией. Если же координационные отношения выходят за пределы полномочий координирующихся сторон, решение проблемы выносится на более высокий уровень.
        Заметим, координация различных направлений библиотечной деятельности возможна и имеет место, но только в пределах компетенции библиотек, участвующих в ней. Подобная координация не корректирует основных направлений деятельности библиотек, их специализации, функций. Когда же речь идет о взаимодействии библиотечных систем, необходима координация деятельности органов управления ими.
На региональном уровне основные управленческие процессы по отношению к сети библиотек осуществляют методические центры. Следовательно, методическая деятельность, как и любая управленческая, координируема и способна оказывать непосредственное влияние на развитие взаимодействия между библиотечными системами. Инструментом координации может быть административный договор, содержанием которого является не совместное предписание управляющих своим управляемым, а определение порядка совместной работы самих управляющих.
        Договор между различными методическими центрами призван определять сферы совместной деятельности, права и обязанности каждого центра, а также их ответственность за нарушение договорных обязательств.
Таким образом, координация методической деятельности способна обеспечить управление региональной сетью библиотек.
Hosted by uCoz