Дивинский В.Б.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕЧНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

        В современных условиях особое значение приобретают проблемы применения библиотечной методологии стратегического менеджмента. Выживание библиотек, не говоря уже об их процветании, зависит сегодня, прежде всего, от того, имеют ли библиотеки современную стратегию и смогут ли они последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий.
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 60-е гг., когда большое значение приобрела проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде. Были разработаны и внедрены модели так называемого стратегического управления.
Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них – И. Ансофф, С. Старр, К. Хаттен и др. В управляющей системе любой организации выделялось оперативное управление, призванное определять и реализовывать текущую деятельность и стратегическое управление, осуществляемое на высшем уровне руководства, направленное на обеспечение стратегической позиции, которая обусловливает будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.
        Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало, что стратегия: 
    1) в своем развитии проходит два этапа (разработка и внедрение);
    2) представляет собой совокупность решений, включая анализ ресурсов, реформирование общих целей, вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые проявляются на этапе реализации;
    3) имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации (государство, потребители, взаимодействие со смежными структурами), а не к внутренней (культура организации, структура, коллектив).
        Таким образом, на начальных этапах формирования принципов стратегического управления стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф – автор данного определения предложил рассматривать четыре группы таких правил:
    1. Правила используемые при оценке результатов деятельности организации; качественная сторона критериев – ориентир, количественное – задание
    2. Правила, по которым складываются отношения организации с внешней средой или стратегия бизнеса.
    3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция).
    4. Правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность (основные функциональные приемы).
Принципы стратегического управления в таком понимании реализовались в разработке стратегических планов библиотечной деятельности, в частности в Библиотеке Британского музея, опубликовавшей свой план в 1985 г.
        С конца 80-х гг. с изменением общей парадигмы управления формируется новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:
    а) в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно повлиять на результаты;
    б) стратегия имеет равнозначное отношение и к внешним, и к внутренним факторам деятельности организации; стратегическим статусом обладают, прежде всего, человеческие ресурсы, которые оказывают решающее влияние на реализацию разработанной стратегии.
        Новое определение понятия «стратегическое управление» опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать свей цели в долгосрочной перспективе.
        Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными  процессами, т.е. практическим осуществлением качественно новых решений. Это объясняется тем, что инновации, без которых немыслима стратегия, связаны с большей долей неопределенности, возникающей в результате реализации оригинальных, не применявшихся ранее идей. Как отмечали чехословацкие исследователи Л. Водачек и О. Водачкова, стратегическое управление – комплекс процессов и способов выработки и реализации стратегии развития, т.е. сам творческий процесс формулирования, а затем и реализации целей, замыслов и рекомендаций, содержащихся в составленном программном документе. В случае изменений условий и предпосылок, при которых разрабатывалась стратегия развития, стратегическое управление обеспечивает реакцию на эти изменения, корректирует стратегию, а также ход развития. В связи с этим принципы стратегического управления становятся актуальными в сфере библиотечной деятельности.
Hosted by uCoz