Лукьянова О.Н.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Художественная культура как область деятельности в нашей стране долгие годы оставалась вне рамок централизованного информационно-библиографического обслуживания. Только в начале 80-х гг. сформировалась отраслевая система научно-технической информации по культуре и искусству (ОСНТИ КИ) с головным центром в РГБ (НИО ”Информкультура").

ОСНТИ КИ представляет собой многоуровневую структуру, которая призвана обеспечить полной и своевременной информацией все группы специалистов. Однако и по сей день не все отраслевые органы информации работают по единой программе, что затрудняет создание библиографических указателей по многим отраслям художественной культуры. Остаются проблемы с выпуском ретроспективных библиографических указателей.

Эти сложности обусловлены прежде всего тем, что не в полном объеме проведена автоматизация информационно-поисковой работы в области художественной культуры. Так, если АИС ”Союзкультура‡ была внедрена в 1982 г., то в таких странах, как США и Великобритания, автоматизированные системы по изобразительному искусству, музейным собраниям и музыке существуют уже с начала 70-х гг. Причем западные аналоги работают не только в текущем, но и в ретроспективном режиме. В подобных базах данных имеется информация по искусству практически всех стран мира, что значительно обогащает поиск.

Например, в США создана неправительственная организация Muzeum Computer Network (MCN), объединившая более 50 музеев из стран Америки и Европы. Ассоциация имеет печатное издание ­ журнал ”Spectra", выходящий четыре раза в год. В Великобритании функционирует Ассоциация по музейной документации.

В музеях США и Великобритании широко применяются персональные компьютеры, объединяемые в сеть, т.е. информация по отдельным коллекциям, направлениям, школам и стилям в искусстве кумулируется в общую систему. У нас же информация по искусству рассеяна по многочисленным источникам, она не объединена в рамках единой программы. НИО ”Информкультура" проводит большую работу по сбору, анализу, систематизации и распространению информации, но традиционными методами нельзя прийти к желаемому результату.
На повестку дня стал вопрос о создании автономных автоматизированных систем в рамках отдельных музеев, библиотек по искусству и т.д. В настоящее время многие библиотеки музеев страны разработали персональные программы с возможностью последующего объединения всех локальных баз данных в единую сеть.

Как положительный факт можно отметить наличие доступа к Интернет у сотрудников Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, полученного благодаря спонсорской помощи института ”Открытое общество".

Имеются определенные предпосылки для создания первого в России общественного образовательного музейного Интернет-центра на базе музея-заповедника ”Московский Кремль". Цель такой программы организовать общедоступный центр, который будет состоять из открытого класса, оснащенного персональными компьютерами, на которых сможет индивидуально работать любой пользователь, и класса для организации публичного показа программ.

Создание в середине 90-х гг. комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС) служит объединению локальных баз в интегрированный многокомпьютерный комплекс музеев России.

В рамках КАМИС существует две подсистемы:

  1. ”Картотека фондов".
  2. ”Музейный учет".

Первая содержит картотеки предметов, авторов, выставок, публикаций. Подсистема позволяет накапливать компьютерный банк изображений, т.е. появляется возможность в рамках одного информационного источника объединять различные виды документов: от литературы по искусству до произведений искусства.

Вторая подсистема обеспечивает решение широкого спектра учетных задач.

Библиотеки музеев нашей страны также постепенно внедряют новые технологии, благодаря которым осуществляется моделирование их информационного пространства.

Так, в библиотеке Русского музея подобная работа ведется на базе 11 автоматизированных рабочих мест (АРМ), аккумулирующих информацию по всем направлениям деятельности музея.

Приведенные выше примеры позволяют сделать вывод, что в сферу художественной культуры России начинают внедряться нетрадиционные технологии, способствующие расширению информационных связей между различными библиотечно-библиографическими и научными центрами страны. Расширение информационного пространства библиотек позволит максимально полно удовлетворить запросы потребителей.

Однако подобные тенденции не получили еще широкого развития в рамках ОСНТИ КИ в целом, так как материальная база, техническое оснащение и квалификация сотрудников не в полной мере соответствуют требованиям времени.

Hosted by uCoz