Суминова Т.Н.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА

Интенсивный процесс информатизации, пронизывающий современную цивилизацию, ставит перед специалистами различных сфер деятельности множество проблем. Среди последних ключевое место занимают теоретические вопросы, оказывающие, как правило, непосредственное влияние на современное состояние дел в большинстве областей приложения человеческих знаний, умений и навыков.

Достаточно ярко это проявляется и в сфере искусства, охватывающей разнообразные виды художественного творчества ­ от собственно графики до ее компьютерного аналога.

В свете современных научных течений, особенно с точки зрения сравнительно недавно появившейся информациологии, представляется возможным и необходимым рассматривать область художественного творчества как вид информационной деятельности и как генератор различных и многочисленных информационных ресурсов. При этом в качестве одной из существенных теоретических проблем выступает проблема, связанная с изучением последних в качестве единиц учета и хранения отраслевого информационного органа, учреждения, в том числе библиотеки.

Эта проблема, в свою очередь, распадается на целый спектр подпроблем, затрагивающих всевозможные грани понятия ”информационные ресурсы‡ интересующей нас отрасли.

Наиболее значимой теоретической подпроблемой становится сама трактовка указанного термина ”информационные ресурсы" в контексте художественно-творческой деятельности. Решение именно этого ключевого вопроса представляет собой отправную точку для исследования многих других новых и новых проблем. Интересно уже то, что информационные ресурсы сферы искусства не просто документы или потоки документов (хотя они таковыми и являются), существующие в информационных системах, а вся художественная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (от бумаги до компьютерной формы существования).

Следующая существенная подпроблема ­ это собственно классификация информационных ресурсов отрасли художественного творчества. При ее разработке нельзя забывать о том, что последняя обладает деятельностной структурой, разнообразные виды которой в немалой степени влияют на возникновение информационных ресурсов данной области деятельности. Это тем более важно, поскольку от подхода, используемого при изучении данного вопроса, зависит непосредственное построение иерархии объектов художественной информации. Применение деятельностно-информационного подхода, например, позволяет построить соответствующую классификационную лестницу информационных ресурсов сферы искусства.

Важной теоретической подпроблемой представляется решение вопроса о морфологии информационных ресурсов отрасли художественного творчества. Она напрямую зависит от морфологии собственно данной области деятельности. Вот почему постановка данного вопроса могла бы состояться уже во второй половине ХVII века, когда делались первые попытки более или менее последовательного теоретически осмысленного морфологического анализа сферы искусства.

Становление данной подпроблемы можно проследить уже в античном времени или даже ранее. Но у тогдашних исследователей не было такой возможности, поскольку собственно термин ”информационные ресурсы‡ вошел в научный оборот сравнительно недавно, а точнее, с момента формирования науки об информации. Именно появление информациологии позволяет обозначить и рационально объяснить и морфологию информационных ресурсов сферы искусства.

Кроме обозначенных здесь направлений исследований, существует еще ряд теоретических проблем, связанных с информационными ресурсами области художественного творчества, постановка и решение которых возможно только теперь, в эпоху информатизации общества.

Hosted by uCoz