Чудинова В.П

ДЕТИ, ИНТЕРНЕТ И БИБЛИОТЕКИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Как и другие страны, Россия находится ”на пороге" информационного общества. В свою очередь, мировое сообщество объединяется в глобальные информационные инфраструктуры, одной из ярких иллюстраций которых является Интернет.

Многие дети ­ будущие взрослые ХХI века ­ сегодня с ранних лет начинают осваивать знания и умения, необходимые для жизни в ”компьютерную эру", знакомиться с Интернет. Так, по данным ВЦИОМ, в 1995 г. треть жителей крупных городов России имели компьютеры; а в 1998 г. 5% школьников уже ”путешествовали" по компьютерной сети, обменивались по ней информацией. Подростки и юношество ­ те, кто уже становятся пользователями глобальных информационных сетей, поэтому библиотекарям необходимо готовить их к этому уже сегодня.

Библиотекари в странах Запада интенсивно участвуют в этом процессе. В рамках новых подходов в школьных, публичных библиотеках, а также библиотеках университетов они обучают и консультируют юных пользователей в области компьютерной, технологической, информационной грамотности, а также основ критического мышления. Меняется роль библиотечных специалистов, которые становятся участниками и организаторами потоков информации в глобальных информационных процессах. Поэтому необходимо осознание того, что большинство библиотекарей должно уже сегодня готовиться к работе в глобальных инфраструктурах.

На Западе многие библиотекари осознают эту свою новую задачу как работу в ”киберпространстве", называя себя ”cybrarians" ­ ”киберотекари", а те, кто работает с подрастающим поколением ­ ”youth cybrarians" ­ ”киберотекари, работающие с юными". Американской библиотечной ассоциацией изданы соответствующие руководства для библиотекарей-”киберотекарей", идет интенсивная подготовка будущих и уже работающих библиотечных специалистов для работы в информационных сетях. Библиотекари, работающие с подрастающим поколением, интенсивно обсуждают проблему ”Дети и Интернет", ее теоретические и практические аспекты.

Большое внимание уделяется этому в США и странах Европы. Проблемы, которые особенно волнуют в связи с этим библиотечных специалистов, относятся к: равному доступу к информации юных библиотечных пользователей (что особенно важно для детей и юношества из необеспеченных семей, проживающих в сельской местности и др.); грамотности этих пользователей, обучению ”грамотности" ­ умениям и навыкам работы с информацией, консультированию по работе в сетях; законодательному обеспечению доступа к информации и другим аспектам работы с информацией в сетях; качеству (в том числе и содержанию) этой информации. В США в 1996­1998 гг. разворачивается особенно острая дискуссия по поводу использования Интернет юными пользователями.

Один из основополагающих принципов, на котором строится работа библиотек ­ принцип защиты свободного доступа к информации, сегодня находится в опасности в связи с проблемой ”непристойных" материалов, распространяемых в Интернет. Эта проблема особенно широко обсуждается АБА и другими организациями, имеющими отношение к информации. Мнения специалистов разделились. Одни из них стоят на защите этого важнейшего принципа. Другие склоняются к тому, чтобы искать пути ограничения такой информации на Интернет. В 1996 г. эта дискуссия становится особенно бурной, и Комитет интеллектуальной свободы АБА энергично выступает против ”Акта о благопристойности" (Communication Decency Act ­ CDA), рассматривая его как вызов законодательству. Согласно этому акту преступлением становится передача ”неприличных" материалов младшим.

В 1997 г. на конференции в Вашингтоне продолжается обсуждение CDA. Позиция Американской библиотечной ассоциации в целом не меняется. Она придерживается принципа недопустимости ограничений доступа к информации. Сегодня в Конгрессе США находится на рассмотрении несколько законопроектов, относящихся к Интернет. Они доступны через службу Библиотеки Конгресса, которая помещает в Интернет все законопроекты и законы Конгресса. Среди этих законопроектов есть ”Закон о семейном доступе к Интернет", который направлен на обеспечение родителей средствами контроля над содержанием, к которому имеют доступ их дети через Интернет.

Провайдеры услуг Интернет должны предоставлять программное обеспечение, позволяющее осуществить такой контроль. В свою очередь, библиотекари ищут пути ограждения юных от ”нежелательной" информации в Интернет. АБА выпустила список ”700 больших страниц сайтов", помогающих родителям и детям, создаваемый Ассоциацией библиотечного обслуживания детей. Проблема ”Дети и Интернет", в решении которой сегодня активно участвуют библиотечные специалисты разных стран, еще далека от разрешения. В России она станет актуальной уже в ближайшем будущем. К этому должны быть готовы и российские библиотекари.

Hosted by uCoz