Самохина Е.О.

РАБОТА ДЕТСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ С РОДИТЕЛЯМИ
АНОМАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Действенность процесса читательского и интеллектуального развития учеников начальных классов вспомогательной школы значительно усиливается, если библиотекарю удается добиться педагогического сотрудничества с семьями читателей.

Работа библиотекаря с родителями читателей, обучающихся во вспомогательной школе, имеет специфику. В ряде случаев родители этих детей злоупотребляют алкогольными напитками, сознательно уклоняются от воспитания. С такими родителями наладить взаимоотношения крайне затруднительно. Но с семьями, заинтересованными в развитии личности ребенка, библиотекарю следует установить контакты. Наблюдения родителей помогают ему подобрать творческие задания, в наибольшей степени способствующие коррекции недостатков психофизического развития детей.

Педагогическое просвещение родителей можно проводить как на родительских собраниях, так и при индивидуальных беседах. Выступая на родительских собраниях, нужно стремиться познакомить родителей с принципами формирования круга чтения младшего школьника, с произведениями, чтение которых может оказать максимальное коррекционное воздействие на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями.

Читая лекции о творчестве А.Л. Барто, Н.Н. Носова, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, необходимо объяснять родителям, как можно рассказать ребенку о литературных героях, сюжете книги.

В индивидуальных беседах с родителями библиотекарь делится своими наблюдениями за процессом читательского развития детей, а наблюдения родителей способствуют подбору индивидуальных заданий для каждого ребенка.

Так, в процессе экспериментальной работы, проводившейся во вспомогательных школах г. Тулы, библиотекарь тесно взаимодействовал с родителями младших школьников. Такое педагогическое сотрудничество способствовало положительным изменениям общего и читательского развития детей.

Например, Юля К., по словам матери, увлечена чтением сказок, охотно их иллюстрирует. Основываясь на этом факте, девочке предложили выполнить серию иллюстраций к поэтическому циклу А.Л. Барто ”Игрушки". Она сделала восемь иллюстраций. Эти рисунки были выставлены в классе и библиотеке. После выставки у ранее замкнутого и необщительного ребенка появилась потребность делиться своими читательскими впечатлениями с библиотекарем и товарищами по классу.

Максим Д., по отзывам родителей, любит учить наизусть стихотворения, однако из-за дефектов речи боится читать их перед родственниками. Систематическое вовлечение мальчика в чтение стихотворений и сказок по ролям помогло ему избавиться от состояния закомплексованности, робости, неуверенности в себе. Кроме того, увеличилась эффективность логопедических занятий, проводимых с ним.

Общественная значимость деятельности детского библиотекаря, работающего с родителями читателя-ученика вспомогательной школы, многократно возрастает. Такой специалист на долгие годы становится духовным наставником и другом семьи, человеком, с которым можно поделиться бедами и радостями, ­ ”семейным библиотекарем".

Hosted by uCoz