Барейчева Р.М.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ БИБЛИОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

По данным социологических исследований, количество читателей в детских библиотеках постоянно увеличивается. Однако читают дети все меньше. Внедрение в школьное образование авторских учебников, рабочих тетрадей потребовало обращения к дополнительному материалу, и школьники посещают библиотеку только лишь с целью выполнения домашнего задания и очень редко просто для чтения развлекательного, досугового. Книга из жизни ребенка постепенно вытесняется телевидением, видео, компьютерными играми. Они являются наиболее привлекательными для ребенка и поэтому именно их необходимо использовать для привлечения к чтению детей.

Работа в данном направлении уже ведется в библиотеках: аудиокассеты и видеофильмы по литературным произведениям используются как бы в виде ”рекламы книги" в индивидуальной и массовой работе. Рекламе библиотеки способствуют:

  1. видиофильмы о литературных героях и библиотеке (типа ”Повелитель страниц");

  2. телевизионные передачи по обучению пользованию библиотекой и привлечению в нее детей, воспитанию любви к книге;

  3. пропаганда книг и журналов с описанием компьютерных игр, создание клубов и кружков любителей компьютерных игр и т.д.

Однако в настоящее время этого недостаточно. Необходимо активно внедрять новые технологии в практику работы детских библиотек. Создавать ”звучащие" выставки и путеводители по библиотеке, обучающие пользованию библиотекой видеофильмы, слайд-фильмы и, что особенно важно, внедрять программы, позволяющие компьютеризировать поиск лучшей, доступной литературы самими детьми.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Можно говорить об успешном использовании таких программ, как компьютерная система ”Елена", компьютерный указатель мировой детской литературы ”ЛИКС-Изборник" и другие.

Особое значение компьютеризация рекомендательной библиографии приобретает для пропаганды краеведения. Создание компьютерных аналогов традиционных краеведческих библиографических пособий позволит, прежде всего, повысить интерес и ­ самое главное ­ решить целый ряд проблем, касающихся теории и методики библиографирования краеведческой литературы для детей.
В первую очередь, это создание краеведческих библиографических пособий для детей новых жанров: библиографические энциклопедии, библиографические антологии, библиографические путеводители и т.д.

Для библиографической характеристики, состоящей из библиографического описания и аннотации, в основном носящей справочный характер в традиционных краеведческих библиографических пособиях, в компьютерных аналогах открывается широкое поле деятельности ­ от уточнения необходимых элементов библиографического описания с учетом читательского адреса до создания рекомендательных аннотаций с отрывками из произведений.

Ныне остро стоит вопрос о нехватке краеведческой литературы для детей. Издания редко переиздаются и выходят небольшими тиражами, а потому малодоступны. Создание полнотекстовых краеведческих библиографических пособий позволит ребенку познакомиться с любым произведением вне зависимости от того, имеется ли оно в библиотеке или нет.

В компьютерных указателях возможны различные способы группировки материала и организации научно-справочного аппарата, который в традиционных краеведческих библиографических пособиях часто отсутствует либо очень беден.

Красочное оформление библиографического пособия для детей играет важную роль. Однако в традиционных библиографических пособиях (и особенно краеведческих) этот вопрос остался нерешенным из-за материальных и технических проблем. В компьютерных программах недостаточно внимания уделяется иллюстрациям. Так, в ”ЛИКС-Изборнике" даны только лишь портреты писателей и то не во всех версиях, хотя возможности компьютерных программ гораздо богаче. Иллюстрации к рекомендуемому произведению могут быть представлены в разных вариантах (портрет писателя, обложка книги, иллюстрации из нее, фотографии). В зависимости от настроения, вкуса ребенок сам может выбрать, что ему посмотреть.

Будущее краеведческой рекомендательной библиографии будет определяться в основном компьютеризацией. Это, несомненно, создаст конкуренцию средствам массовой информации, вызовет приток новых читателей в библиотеки.

типа такого
Hosted by uCoz