Афганов К.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ
И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
        Центром подготовки библиотечных кадров в Таджикистане является библиотечный факультет института искусств им. М. Турсун-заде, который с 1967 г. по настоящее время подготовил большое количество библиотекарей и библиографов. Основу его деятельности составляли существовавший политический строй и система функционировавших библиотечных и библиографических учреждений республики. Соответственно библиотечное образование вооружало будущих специалистов библиотечного дела теми знаниями, практическими навыками, которые необходимы были для реализации основных функций библиотеки и общественного назначения произведений печати того времени. Библиотечные работники, получая специальное образование, могли трудиться в научных, массовых, детских, школьных библиотеках. Суверенитет Республики Таджикистан, признание ее как субъекта международной деятельности, вхождение в жизнь важнейших элементов рыночной экономики, усиление политического кризиса и многие другие проблемы современности диктуют необходимость совершенствования и приспособления содержания библиотечного образования к современным условиям. Оно должно базироваться на международных нормах и отражать в себе многовековые культурные традиции народа. 
       Сегодня в решающей роли информации для дальнейшего развития политики, экономики, культуры нет никаких сомнений. Она, превращаясь в мощную производительную силу, служит критерием определения научно-производственной мощи каждого государства. В этой связи неоценима роль специалистов информационных служб в формировании и организации информационных массивов, в библиотечном, библиографическом и информационном обслуживании потребителей. 
Было бы трудно представить осуществление экономических, научных планов, обогащение культурного достояния народа, выполнение учебно-воспитательных задач без участия информационных учреждений. Главным звеном в их деятельности являются специалисты, получившие соответствующую общенаучную, специальную и практическую подготовку. 
        Библиотека как научное, информационное, воспитательное и культурное учреждение в условиях новой оценки социальной роли информации приобрела особо важную социальную значимость. Усилились ее роль и место в государственной системе научно-технической информации. Эффективное использование достижений науки и культуры, совершенствование производственно-технических процессов во многом связано с уровнем теоретической и практической подготовки библиотечных работников. Библиотекарь сегодня и в будущем остается специалистом системы информационной службы в самом широком смысле слова. Такая постановка вопроса диктует разработку новой концепции библиотечного образования. Она должна обеспечить подготовку библиотечных работников в контексте социальных функций информационной службы, роли информационных учреждений в осуществлении народнохозяйственных, научных, культурных и воспитательных задач. Все это требует решения организационных, методических и научных проблем подготовки библиотечных работников. Однако в Таджикистане по причине возникших социально-политических и экономических трудностей, отсутствия необходимых квалифицированных кадров коренное преобразование содержания библиотечного образования в ближайшем будущем не представляется возможным. Сохранение и дальнейшее развитие двусторонних связей России и Таджикистана в области библиотечного дела есть кратчайший путь к достижению цели.
Hosted by uCoz