Селютина С.В.

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-БИБЛИОТЕК
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Переход к рыночным отношениям обусловил повышенный спрос на деловую информацию в Республике Беларусь. Успешная деятельность предпринимательских ассоциаций, коммерческих фирм, отдельных бизнесменов и предпринимателей потребовали обеспечения информационными ресурсами. Это вызвало необходимость создания различных видов бизнес­библиотек.

В Республике сложились следующие их типы:

  1. Крупные информационные центры на базе республиканских, универсальных научных областных вузовских и научно-технических библиотек. Основной их задачей является обслуживание крупных и средних коммерческих фирм. Эти библиотеки отличаются высоким уровнем информационного обслуживания и услуг. Так, например, в Республиканской научно-технической библиотеке успешно работает библиотека делового человека. Ее задача обеспечить читателей информацией по проблемам бизнеса, юриспруденции, финансовой, налоговой, внешнеэкономической деятельности. Данное структурное подразделение работает в тесном взаимодействии с другими отделами библиотеки, так как информационные контакты осуществляются на основе фондов и справочного аппарата библиотеки. Широко используются электронные базы данных по следующим темам: ”Экономика", ”Материалы международных выставок:, ”Библиотека делового человека". Читатель имеет возможность заказать копию интересующего издания, получить во временное пользование подборку документов для изучения, приобрести в электроном варианте, а также в виде распечатки интересующие его материалы. Имеется возможность получать как адресную, так и фотографическую информацию не только республиканского масштаба, но и из различных стран СНГ, дальнего зарубежья с помощью оперативных средств связи.

  2. Бизнес-библиотеки на базе публичных библиотек. Примером может послужить деятельность библиотеки деловой информации при Минской центральной городской библиотеке им. Я. Купалы. Деятельность библиотеки деловой информации началась с 1995 г. и направлена на решение следующих задач: выявление потенциальных потребителей деловой информации; совершенствование библиотечно-информационного обслуживания; формирование фонда справочной и рекламной литературы; распространение рекламно информационных изданий; сотрудничество с рекламно-информационными агентствами и т.п.

Проведено маркетинговое исследование, которое ставило задачу изучить совершенствование библиотечно-информационного обслуживания сферы бизнеса в Республике Беларусь. Исследование позволило сделать следующим выводы:

  1. Деловые круги республики нуждаются в создании системы библиотечно-информационного обслуживания сферы бизнеса. Она должна охватывать не только областные города, но и небольшие населенные пункты.

  2. Имеющиеся центры деловой информации и бизнес­библиотеки еще не могут удовлетворить нарастающий спрос.

  3. Развитие бизнес-центров должно идти как на базе государственных библиотек, так и за счет коммерческих информационных фирм.

  4. На факультете библиотечно-информационных систем Белорусского университета культуры необходимо начать подготовку информационных менеджеров.

Hosted by uCoz