Матлина С.Г.

БИБЛИОТЕКА КАК МЕТАФОРА
(К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ)

В ряде публикаций мы обосновывали необходимость многостороннего подхода к теории и практике библиотечного дела, которое развивается сегодня преимущественно в рамках информационной парадигмы. В то же время методы, широко используемые в гуманитарных и тесно связанных с ними естественных науках, позволяют рассматривать библиотеку в одном логическом ряду с другими феноменами культуры, выявляя новые смыслы, неявно присутствующие в ее деятельности. Вот почему метафорический дискурс, захватывающий, помимо традиционного литературоведения, и другие области знания: философию, психологию, герменевтику, семиотику, интерпретируемый применительно к библиотечным процессам, являет собой один из инновационных подходов к их содержанию.

В когнитивном аспекте метафору рассматривают как возможность увидеть один объект через другой. Это рационализирует мышление, стимулирует воображение, благодаря чему можно объяснять и описывать необходимые для усвоения сведения в легко запоминаемой форме. Не случайно, например, рекламные буклеты с основными сведениями о ЦБС подготавливают в форме метафорически оформленных текстов (”Добраться до вершин в Гималаях знаний Вам помогут наши каталоги..."), а унылые правила пользования детской библиотекой и ее ресурсами облекают в красочную иллюстрированную ”Азбуку". На когнитивных эффектах визуальной метафоры построена широко применяемая в современных библиотеках система пиктограмм.

Велика эвристическая роль метафоры. Сущностную ее природу семиологи определяют как воздействие на восприятие путем переноса смысловых значений. При этом одновременно передается несколько сообщений, увеличивается емкость информации и создается яркий, запоминающийся образ. Создание таких образов обеспечивается по-разному: иногда через наименование ­ ”Библиотека-салон" или обогащающее восприятие указание топографических сведений ”Библиотека-салон у Новодевичьего...", ”Библиотека-салон семейного общения на Арбате" (Москва). За этими названиями новых типов библиотек встают контексты ­ ассоциативный ряд, вызывающий у реальных и потенциальных пользователей определенные историко-культурные аналогии, соответствующую систему ожиданий и формирующий отношение к библиотеке.

При этом метафора превращается в символ. ”Играя" символами, библиотека меняет свои культурные роли. Например, посетители библиотеки-салона знают, что их ждет не просто уютная, но изысканная атмосфера интеллектуального общения с поэтами, художниками, музыкантами. Ее ”предметным‡ фоном выступают картины, декоративные работы мастеров прикладного искусства, старинная или имитирующая таковую мебель, соответствующее освещение, звучание рояли или гитары и т.п. В данном случае мы видим уже не обычное культурно-просветительное и информационное учреждение. За счет ”эстетизации повседневной реальности" создается новое качество библиотечного диалога.

Особенно явно метафоризация проявляет себя в библиотечной рекламе. ”Современная реклама ­ всегда метафора" и своей яркой образностью нацелена на создание ”ситуации праздника", противостоящего повседневной, будничной жизни. Используя соответствующие рекламные средства, библиотека меняет академичный, прямо скажем ”холодный", образ ”Величественного храма знаний", который дистанцирует ее от рядового пользователя, на другие ”очеловеченные" образы.

Чаще всего это образ теплого Дома в различных вариантах: веселой и яркой библиотеки семейного общения, горницы с еженедельными посиделками у самовара, сельской библиотеки-музея, где общение посетителей с библиотекарем и друг с другом происходит на фоне старинной крестьянской утвари, костюмов и кружевных изделий из ”бабушкиных сундуков", фотографий земляков и т.п. При этом, как и в примерах с библиотеками-салонами, метафора и порождаемые ею символы, обобщающие и углубляющие смыслы деятельности, реализуют архетипические образы сознания людей.

Метафорика вводит в повседневный библиотечный лексикон понятие ”культурного стиля". Например, от привычного, по-своему идеализированного образа читального зала со столами-перегородками и автономным освещением современная библиотека переходит к ”распахнутому" пространству. Здесь могут быть круглые столы, рассчитанные на общение читателей, пришедших отдохнуть за книгой или сообща рассмотреть модную выкройку. Стеллажи и кафедры в форме овала размещены в центре, освещение равномерно распределено по периметру зала, а при необходимости усиливается за счет свободно перемещающихся вдоль потолка навесных ламп. Библиотека становится ”прозрачной", что соответственно меняет не только содержание, но и стиль диалога с читателем, о котором речь шла выше.

Наконец, повышая значимость предметной среды, метафора развивает методику обслуживания, в частности, организации книжных выставок, где вещественно-иллюстративный ряд наряду с привычной книжной иллюстрацией начинает играть роль визуального символа. Это может быть гусиное перо в стилизованной под старину чернильнице на ”пушкинской" выставке или характерные для данной местности вышивка и глиняная игрушка в краеведческих экспозициях. Изучение приемов-метафор способно изменить привычные представления о возможностях раскрытия книжных фондов. А в целом, метафорику можно рассматривать как важный инновационный ресурс, определяющий направления содержательной модернизации библиотечного дела.

Hosted by uCoz