Лукашина М.И.

ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОЙ ТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Просветительская деятельность библиотек в настоящее время не только не потеряла своего значения, но и приобрела новые грани в условиях становления рынка информационных продуктов и услуг. Повышение требований потребителей к библиографическому пособию как товару, увеличение и разнообразие документального потока литературы вызвало необходимость поиска новых подходов к содержанию и формам рекомендательно-библиографической деятельности библиотек.

Неизменный интерес потребителей к литературе социально-гуманитарной тематики, особенности ее восприятия читателями и значение рекомендательно-библиографической информации по проблемам истории, философии, экономики, права, педагогики и психологии в организации общеобразовательного чтения ­ все это определило необходимость появления на рынке информационных продуктов и услуг рекомендательных библиографических пособий нового типа. Пособия крупных форм представлены библиографическими очерками, библиографическими антологиями и библиографическими энциклопедиями. Своеобразие этих ”книг для чтения", подготовленных в РГБ, по достоинству оценили как потребители, так и библиографы-практики. В связи с этим представляется целесообразным продолжить работу над созданием пособий нового типа, предназначенных для системной и последовательной популяризации научных знаний.

Широкие перспективы рекомендательного библиографирования научно-популярной литературы открываются перед РГБ в связи с переходом к созданию автоматизированной БД ”Общеобразовательная литература‡ и локальных БД по истории, философии и психологии.

РГБ были подготовлены историко-библиографические очерки ”История государства Российского", библиографическая антология ”Русские философы (конец 19 ­ середина 20 вв.)", ”Путешествие по Европе", ”Путешествие по Азии".

Методической особенностью названных рекомендательных библиографических пособий является органичное сочетание первичной (предметно-фактографической) и вторично-документальной информации. Включение предметно-фактографической информации в рекомендательно-библиографические пособия крупных форм позволяет предоставить читателю систематизированные популярные знания в области социально-гуманитарных наук. Предметно-фактографическая информация включает в себя сведения об общественных и научных явлениях, дает им оценку, раскрывает содержание предмета и основную литературу, представленную в пособии, особенности и взаимосвязь рекомендованных произведений печати. Предметно-фактографическая информация дает читателю определенную сумму знаний, составляющих его первоочередное представление о предмете рекомендательного библиографического пособия и литературе, включенной в него. Она удовлетворяет имеющиеся у читателя потребности в осмыслении темы пособия и в то же время часть его познавательных интересов. Тем самым у читателя формируется познавательная активность в выборе литературы, развивается интерес к научно-популярной литературе социально-гуманитарного комплекса.

В рекомендательных библиографических пособиях крупных форм материал излагается доступно, занимательно, на основе обобщения представленной первичной информации. Методические приемы популяризации знаний своеобразны и соответствуют особенностям отдельного библиографического пособия. В историко-библиографических очерках ”История государства Российского‡ использованы приемы историографии, источниковедения, публицистики. В рубриках ”Портрет в историческом интерьере", ”Историческая мозаика. Заметки на полях", ”Круг дополнительной литературы", ”Антология источников" читателю предлагается рассказ об истории изучения соответствующего периода, явления, историческом открытии, дискуссиях, исторических источниках, авторе книги. В историко-библиографических очерках приводятся интересные фрагменты текста, дается трактовка исторических событий через художественные образы. В то же время отличительной особенностью составления библиографической антологии является отбор текстовых материалов, позволяющих получить представление о философских взглядах представителей русской философской школы.

Основной методической характеристикой рекомендательных библиографических пособий нового типа является сочетание аналитических обзоров проблем отрасли и библиографических обзоров литературы ­ первоисточников, научно-популярной литературы социально-гуманитарной тематики, художественных произведений, литературы по искусству. Теоретико-методические разработки проблем создания рекомендательных библиографических пособий нового типа, апробированные в РГБ, находят применение в практике работы массовых библиотек.

Рекомендательные библиографические пособия нового типа, благодаря методическим особенностям отбора, расположения, раскрытия содержания рекомендованной литературы, имеют для читателей непосредственное образовательное значение. Предлагая читателю несколько самостоятельных кругов чтения, эти пособия позволяют потребителю сделать свободный выбор литературы, способствуют формированию разносторонности и избирательности чтение.

Hosted by uCoz