Гилязов С.Ф.

НОВЕЙШИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
(ИЗ ОПЫТА БИБЛИОТЕКИ-ЧИТАЛЬНИ ИМ. И.С.ТУРГЕНЕВА
ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ)

9 ноября 1998 г. библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла двери нового здания по адресу: Бобров пер., д.6, строение 2. После более чем 25-летнего перерыва она получила возможность предоставить пользователям все основные виды библиотечно-информационных услуг, характерных для городской публичной библиотеки. Для пользователей открыты: абонемент, 2 читальных зала, справочно-информационный зал (СИЗ). В специальном компьютерном зале ­ медиатеке посетители имеют возможность просматривать мультимедийные компакт-диски (CD-ROM), пользоваться услугами Интернет. Все основные библиотечно-информационные процессы базируются на новейших электронных технологиях.

Путь пользователя в библиотеке начинается с того, что вся необходимая информация о нем вводится в базу данных АИБС ”Либэр", а пользователю выдается карточка с уникальным штрих-кодом. В дальнейшем лишь эта карточка дает пользователю право на обслуживание в библиотеке. При пользовании абонементом посетитель предъявляет библиотекарю карточку и отобранную в открытом доступе (или заказанную в книгохранении) литературу. Далее процесс обслуживания сводится к тому, что библиотекарь сканирует штрих-код пользователя и штрих-коды отобранных книг. При возврате книг производится аналогичная процедура.

Обслуживание в читальных залах, СИЗ и медиатеке также начинается с регистрации в базе данных АИБС ”Либэр‡. В дальнейшем пользователь лишь предъявляет библиотекарю карточку. В медиатеке заказанный пользователем компакт-диск инсталлируется сотрудником на одном из пользовательских компьютеров либо с дискового сервера, либо непосредственно с дисковода пользовательского компьютера.

Все комплектуемые библиотекой документы с 1996 г. вводятся в базу данных АИБС ”Либэр" и получают уникальный инвентарный номер, совпадающий с номером, закодированным в штрих-коде. Поиск в базе данных АИБС ”Либэр" проводится по всем основным реквизитам единиц хранения: номер, автор, название, издательство, год издания, тематическая рубрика и т.д. Его может вести как работник библиотеки, так и посетитель, используя для этого читательские компьютеры, установленные на абонементе и во всех читальных залах. Пользователи со сложными запросами обслуживаются в СИЗ, где они могут воспользоваться базами данных ”Российская национальная библиография", ”Книги в печати и продаже", полнотекстовой базой по российскому законодательству ”Консультант-Плюс".

Отдельные запросы пользователей удовлетворяются в медиатеке с использованием Интернет. Пока такое обслуживание ведет сотрудник медиатеки со служебного компьютера по коммутируемому каналу связи. С подключением к выделенному каналу пользователи получат возможность самостоятельной работы в Интернет.

Библиотека поддерживает свою Web-страницу. Систематически производится обмен сообщениями по электронной почте с адресатами в России и за ее пределами.

Компьютерная сеть библиотеки охватывает все структурные подразделения, включая дирекцию и бухгалтерию. Все управленческие документы (приказы, штатные расписания, сметы, планы, отчеты, инструктивные материалы и т.п.) готовятся в машинном виде с использованием MS Office-97. Каждый сотрудник библиотеки имеет личные ресурсы на офисном сервере, где формирует свой массив служебной документации. Документы от сотрудника к сотруднику или руководителю передаются, как правило, в виде файлов.

Бухгалтерия готовит все необходимые документы с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной системы ”ПАРУС".

Компьютерный комплекс библиотеки включает:

  1. серверный комплекс,
  2. сетевое оборудование,
  3. около 40 автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров,

  4. сетевые принтеры.

Отдельные рабочие места оснащены локальными принтерами, сканерами штрих-кодов и планшетными сканерами. В качестве сетевой операционной системы используется Windows NT, на рабочих станциях установлена Windows 95. Текущая эксплуатация осуществляется сотрудниками отдела новейших информационных технологий. В экстренных случаях библиотека пользуется ”горячими линиями" с фирмами ”ПроСофт-М" (электронное оборудование и операционная система) и ”Либэр" (АИБС ”Либэр").

Возможности серверного комплекса и сетевого оборудования позволяют включить в сеть все рабочие станции вне зависимости от специфики работы пользователя (сотрудника или посетителя). Однако необходимость обеспечить бесперебойную эксплуатацию и сохранность информации потребовала временно отключить некоторые рабочие станции из сети.

Основная проблема эксплуатации ­ бесперебойная, надежная работа АИБС ”Либэр". Библиотека не имеет (и не предполагает иметь) карточных каталогов. Поэтому любой серьезный сбой в работе АИБС ”Либэр" фактически приводит к остановке работы библиотеки, так как база данных АИБС ”Либэр" оказывается недоступной для ввода и просмотра. Для обеспечения надежности и безопасности потребовалось:

  1. исключить доступ в сеть какой-либо информации извне, кроме той, которая вносится пользователем с клавиатуры и администратором сети с сервера после проверки на вирус;

  2. исключить функционирование в сети нелицензионных программ;

  3. ввести систему паролей для всех категорий пользователей;

  4. обеспечить безусловное ежедневное копирование базы данных АИБС ”Либэр" и системной информации. Выполнение требований надежности и безопасности постоянно контролирует специально назначенный администратор сети.

Основные проблемы на ближайшие годы:

  1. продолжение оснащения строения љ2 (первая очередь библиотеки), реконструкция и оснащение строения 1 (вторая очередь библиотеки);

  2. освоение новейших электронных технологий, эффективное их использование для обслуживания пользователей.

Если первая проблема может быть решена лишь при наличии финансирования из бюджета города, то вторая ­ должна решаться, прежде всего, самой библиотекой. Должны быть проанализированы и пересмотрены с учетом новых технологических возможностей основные производственные процессы, временные нормативы, должностные и технологические инструкции, текущие и перспективные планы работы. Все сотрудники библиотеки в той или иной степени должны пройти обучение использованию новых информационных технологий.

Hosted by uCoz