Абалимова Т.В.

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ ПИСАТЕЛЯ:
ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ВАРИАНТОВ

В системе персональных ресурсов органично сосуществуют различные типы справочно-библиографических изданий, взаимодополняющие друг друга. Среди них весьма скромно выглядят каталоги юбилейных выставок. О них нет сведений в учебниках отраслевой библиографии. Их появление в печати не привлекает рецензентов. Не фиксируется на них внимание и авторов работ, посвященных проблемам библиографической эвристики. Значит ли это, что они не очень важны и, следовательно, не нужны специалистам? Думается, нет. Скорее всего, это обусловлено тем, что каталоги выставок, выполненные традиционным способом, не дают достаточно полного представления о самом явлении.

Развернутые юбилейные выставки писателей готовятся в течение долгого времени коллективами ведущих ученых-литературоведов, сотрудников крупнейших музеев и библиотек, представителей общественности и других специалистов. На стендах обычно экспонируются автографы, корректуры, первые публикации произведений писателя, наиболее интересные и авторитетные посмертные издания, в том числе иллюстрированные, переводы произведений писателя на различные языки мира, оригинальные библиографические и монографические исследования о нем, обширная иконография писателя и лиц из его окружения, музыкальные сочинения на сюжеты его произведений и другие материалы. В ряде случаев, в научный и культурный оборот вводятся новые документы. Благодаря оригинальным формам подачи материала нередко дается толчок к созданию новых трудов о писателе.

Как показывает анализ этой группы справочных изданий, методика составления выставочных каталогов отрабатывалась путем проб и ошибок и, к сожалению, до сих пор не обобщена в специальной печати. При изучении накопленного опыта библиографирования материалов в каталогах выставок писателей выявляются определенные тенденции. Так, чаще всего они содержат систематический перечень экспонатов, представленных на выставке (по видам материалов), иногда сопровождаемый иллюстрациями наиболее интересных экспонатов. Такой способ организации материала удобен для наведения определенных справок о документах, но при этом исчезает та неожиданная связь между экспонатами, которая присутствовала в экспозиции.

Приемы библиографического описания в данных каталогах не всегда дают полное представление об экспонатах. Это замечание относится и к аннотациям справочного характера, которые в ряде случаев игнорируются при создании выставочных каталогов. В некоторых каталогах можно встретить вступительные статьи и обзоры к определенным разделам. Наблюдается стремление ряда составителей расширить рамки выставочного каталога за счет включения списков литературы о представленных экспонатах. Поисковые возможности отдельных каталогов увеличиваются благодаря созданию вспомогательных указателей художников, портретируемых лиц, мест хранения экспонатов. Эти и другие элементы свидетельствуют о становлении и развитии модели выставочного каталога в традиционном варианте.

Однако ни одно описание выставки, как бы качественно оно ни было выполнено, не дает адекватного представления о самой экспозиции, имеющей ценность и как своеобразное произведение выставочного (музейного) искусства. Электронные технологии позволяют создавать каталоги юбилейных выставок писателей, обладающие новыми качествами и достоинствами и, следовательно, претензиями на иную роль в системе персональных справочно-библиографических ресурсов.

На электронном носителе внешняя и содержательная стороны выставки могут сохраняться как исторический документ. Методика создания подобных продуктов достаточно хорошо отработана на путеводителях по музеям (Эрмитажу, Русскому музею и др.), представленных в электронном варианте. Многослойность записи информации на диске позволяет специалистам увидеть экспозицию в целом, отдельные ее разделы и фрагменты, получить разнообразную информацию: перечень экспонатов и сведения об отдельных документах (научные паспорта), библиографические данные о тех или иных персоналиях (окружении писателя, художниках, исследователях, коллекционерах и др.), адресную (о местах хранения экспонатов) и т.д. Кроме того, на диске может быть записана информация о жизни выставки: презентация, теоретические семинары, встречи с интересными людьми, концертные мероприятия, реакция посетителей.

Желательно, чтобы подобные проекты были реализованы на практике. Так, хотелось бы увидеть каталоги юбилейных выставок А.С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге, выполненные в электронном варианте.

Hosted by uCoz