Дворкина М.Я.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХИ ТЕНДЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Анализ библиотековедческих дисциплин показывает, что они формировались, в основном, по двум признакам: объектному и процессному.
Важнейшим объектом библиотечного дела является библиотека. Этот объект в целом рассматривает курс LОбщее библиотековедение¦. 
В рамках библиотеки выделяется такой объект как библиотечный фонд. На этой основе сформировался курс LБиблиотечные фонды¦. Однако поскольку одного описания библиотечного фонда для обучения студентов работе недостаточно, в рамках этого курса рассматривались технологические процессы: моделирование БФ, его комплектование, учет, размещение в фондохранилище и хранение. Таким образом, в этой дисциплине сочетался и объектный, и процессный подходы.
        Точно также формировался курс LБиблиотечные каталоги¦, в котором описание каталогов, их видов дополнялось раскрытием технологии создания каталогов.
        В разные периоды преподавался курс LБиблиотечные здания¦. В нем так же, как и в читаемом ныне курсе LТехнические средства библиотечно-библиографической деятельности¦, основным в формировании дисциплины является объектный подход.
Но совершенно по-другому формировались такие библиотековедческие дисциплины как LБиблиотечное обслуживание¦ (LРабота с читателями¦, LМетодика работы с читателями¦, LОбслуживание читателей¦) и LБиблиотечный менеджмент¦ (LОрганизация и управление библиотечным делом¦). В основу их создания положен процессный признак. Почему? Думается, это связано с тем, что в этих видах деятельности v особый сложный объект, вернее, объект-субъект: пользователь библиотеки и ее работник. Здесь имеют место социально-психологические факторы. Поэтому совмещение в одной дисциплине описания читателя (или библиотечного работника) и процесса обслуживания (или управления) сделало бы дисциплину слишком объемной, дидактически нецелесообразной. А поскольку все-таки студента нужно научить прежде всего деятельности, то было отдано предпочтение процессному подходу, т.е. практической направленности дисциплин. Вместе с тем в каждой из названных дисциплин накапливался материал, подробно характеризующий читателя и специалиста в области библиотечного дела. Это привело к возникновению таких дисциплин как LЧитателеведение¦ и LБиблиотечная профессиология¦. Но ни в той, ни другой нет места процессу обслуживания или управления и используется только объектный подход. Появились дисциплины по выбору, углубляющие, например, библиотечную профессиологию v LЖенщина-руководитель в современной библиотеке¦. 
        Научным обоснованием объектного подхода к формированию библиотековедческих дисциплин стал структурно-функциональный подход к библиотеке Ю.Н. Столярова, а процессного подхода v деятельностный подход, а также взгляды на библиотечные процессы В.П. Леонова.
Имеются попытки противопоставить эти подходы. На наш взгляд, ни тот, ни другой не имеют преимущества друг перед другом, они необходимы оба, поскольку позволяют рассмотреть разные стороны библиотеки и ее деятельности. 
        Однако наряду с названными двумя основными признаками, определившими формирование библиотековедческих дисциплин, были и другие. 
        Библиотека v сложное социальное и культурное образование. В системе Lбиблиотека¦ участвуют библиотекари и читатели с их особым социальным и профессиональным статусом, психологическими особенностями. Это побуждало при разработке учебных дисциплин сочетать библиотековедческие, психологические, педагогические, социологические знания. Так возникли библиотековедческие дисциплины на стыке наук: LБиблиотечная психология¦ (в разработку которой большой вклад внесла библиопсихология Н.А. Рубакина), библиотечная социология, библиотечная педагогика, библиотечная этика, библиотечная риторика. Возможно появление Lбиблиотечной эстетики¦, Lбиблиотечной культурологии¦, Lбиблиотечной философии¦.
        В условиях информатизации общества, проникновения новых информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в библиотечное дело, неизбежно изменяется и система библиотековедческих дисциплин. Но особенность формирования новых дисциплин в том, что здесь не действует ни объектный, ни процессный признаки, ни признак сочетания наук. Библиотечное дело стало рассматриваться как часть информационной деятельности v по одной версии (как часть документной деятельности v по другой) . Поэтому в учебном плане по подготовке библиотечных специалистов появились надбиблиотечные дисциплины, такие как LИнформационные процессы и системы¦, LИнформационная культура¦, LИнформационное обслуживание¦, LДокументные фонды¦, LАналитико-синтетическая обработка документов¦ и т.п., которые необходимы при обучении не только библиотекарей, но и ряда других информационных специалистов (музееведов, архивистов, документалистов и т.п.).
        Наряду с интеграцией библиотековедения в информационные науки происходит интеграция информационных технологий в библиотечное дело. Так, в дисциплину LБиблиотечное обслуживание¦ включается тема LЭлектронная доставка документов¦. 
Означает ли сказанное, что библиотековедение теряет свой научный и учебный статус? Это не так. Библиотековедение, как и библиотечное дело, выходит из состояния замкнутости, локальности на новый теоретико-практический уровень, позволяющий увидеть его универсальный, а не узкоспециальный их характер.

Hosted by uCoz