Терешин В.И.

СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

В современный период библиотековедение является одной из ведущих отраслей информатики, имея интенсивную историю, богатый научный потенциал библиотек по концентрации и распространению информации, охватывающей и развивающей все сферы общественной жизни. Естественно, в этих условиях возникает потребность во всестороннем исследовании данной общественной науки, выявления ее структурных частей, их взаимосвязи, перспективного развития. Этому вопросу в 1994 г. была посвящена статья Ю.Н. Столярова, который рассмотрел структурирование библиотековедения.  
        Процесс структурирования нашей науки продолжается. При этом особенно интенсивно развиваются новые ее отрасли. Наряду с традиционным общим библиотековедением ныне активно формируются особые специализированные структуры библиотековедения: региональное, сравнительное, дефектологическое, математическое, когнитивное, разработчиками которых в России являются Н.С. Карташов, А.Е. Шапошников, Ю.Н. Столяров, А.И. Остапов, В.В. Скворцов и др. Требуется четко определить, в каком отношении эти новые специализированные библиотековедческие направления находятся, во-первых, с традиционным общим библиотековедением, выступают ли в качестве его элементов или вне его; во-вторых, являются ли они равноправными составными частями библиотековедения как единой науки в целом; в-третьих, не имеют ли они качества самостоятельных, независимых от библиотековедения дисциплин, лишь внешне связанных с ним.
Вопросы непростые. На последний дал четкий ответ Ю.Н. Столяров: LБиблиотековедение вбирает в себя все¦. Следовательно, и общее, и специализированные библиотековедения являются составными частями нашей единой науки. В то же время спорным представляется другое решение, когда общий и специализированные разделы науки выстраиваются в библиотековедении в единый ряд. В этом случае общее становится по существу рядовым специализированным разделом библиотековедения, тогда как на самом деле оно выполняет роль обобщающего звена всего библиотековедения в целом. Если же специализированные разделы библиотековедения рассматривать в качестве составных элементов общего библиотековедения, то излишним становится само библиотековедение в целом.
        Выход из данного положения один: ввести в библиотековедение наряду с общим новый обобщающий раздел, который бы объединял, интегрировал в себе все специализированные подразделения библиотековедения в целом. Его целесообразно назвать Lспециальное библиотековедение¦. Мы не разделяем мнение коллег, предлагающих подобное образование назвать Lчастное библиотековедение¦ или Lособенное библиотековедение¦. Более точным является его трактовка в качестве специального библиотековедения. Введение его наряду с общим позволит четко размежевать их функции, направленность и содержание научных исследований.
        Вопрос о введении в библиотековедение специального библиотековедения был остро поставлен еще в начале 80-х гг. Некоторые авторы рассматривали такое библиотековедение как рядовое специализированное научное направление. Однако точка зрения многих, особенно полно выраженная А.В. Соколовым, сводилась к выделению специального библиотековедения в качестве объединяющего различные структурные части библиотечной деятельности. К сожалению, эта позиция не была развита в библиотековедении. В современный период в связи с активным формированием специализированных Lбиблиотековедений¦ специальное библиотековедение призвано сводить их в единую систему, получить всесторонне развитие. 
        Ныне наша единая современная наука должна быть представлена так:
                            Библиотековедение = 0бщее библиотековедение + Специальное библиотековедение.
        Именно такой подход находится в полном соответствии с современным структурированием информатики: она составлена ныне из двух структур: общая информатика, специальная информатика. Такой подход отражает основы развития информатики в целом и их реализацию в подготовке специалистов информационной сферы. Естественно, и в системе библиотековедения должны быть четко выражены две эти основные структурные части. Ныне необходимо иметь два учебника для профессиональной библиотечной школы: LОбщее библиотековедение¦, LСпециальное библиотековедение¦. Сегодня есть первый, нет второго.
        В связи с тем, что материал общего библиотековедения сложился довольно основательно, следует раскрыть содержание интеграционной отрасли Lспециальное библиотековедение¦. Оно призвано включить в себя все специализированные разделы:
    1. Технологическое библиотековедение (библиотечное фондоведение, каталоговедение, библиотечная педагогика и др.).
    2. Региональное библиотековедение, исследующее краеведческие, областные, республиканские и другие библиотечные системы.
    3. Отраслевое библиотековедение (библиотечное обеспечение различных отраслевых, научных, производственных, технических,                 
        сельскохозяйственных сфер, культуры, искусства и т.п.).
    4. Демографическое библиотековедение, посвященное построению оптимальных систем информационного обеспечения людей разного 
        возраста, национальностей и т.п.
    5. Дефектологическое библиотековедение, включающее тифлобиблиотековедение, библиотерапию и др.
    6. Когнитивное библиотековедение (исследование библиотечной инженерии знаний).
    7. Математическое библиотековедение (формирование и использование единого математического аппарата в целях развития всех 
        библиотечных процессов).
    8. Сравнительное библиотековедение (раскрытие сущности, достоинств, недостатков библиотечных систем мира).
        Перечислены только складывающиеся в настоящее время основные отрасли библиотековедения. Со временем возникнут новые направления, в том числе из тех, которые упомянуты выше. Необходимо основательно исследовать, четко сформулировать каждое из отраслевых направлений, выявить их отличительные качества, взаимодействие, дублирование и т.п. Само же специальное библиотековедение не только объединяет их, но и обобщает их содержание, определяет закономерности их индивидуального и совместного развития. Пора создать единое монографическое исследование специального библиотековедения, его особенностей, путей координации с общим библиотековедением.

Hosted by uCoz