Сляднева Н.А.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСУМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ХХI ВЕКА

Теоретики информатизации и информационного общества неоднократно предсказывали кардинальное изменение характера человеческой деятельности, вооруженной информационной техникой и новейшими технологиями, появление нового соотношения традиционных и информационных профессий. В качестве одного из важнейших признаков и условий формирования информационного общества выдвигалось требование роста информационного сектора экономики, занятости населения в сфере, связанной с производством, хранением и потреблением информационных ресурсов. Судя по статистике, публикациям аналитиков, эти прогнозы оправдываются.
        Значит ли это, что дальнейший рост данных показателей станет ключевым фактором развития в ХХI веке. Простая количественная аппроксимация наметившихся тенденций, несомненно, дает прогностический эффект, поскольку демонстрирует возможность экстенсивного расширения сферы действия обозначенных тенденций. Если учесть темпы информатизации, появления технических новинок на рынке информационных технологий, то правомерно предположить, что в третьем тысячелетии доля населения, занятого в информационном секторе экономики, будет стремиться к 100 %. 
        Ошибка коренится в использованной прогностической методологии, не предусматривающей действия неучтенных факторов, которые в состоянии радикально изменить динамику и вектор развития прогнозируемых явлений.
        Поэтому вполне закономерно предположение  о том, что реальный спектр изменений универсума человеческой деятельности (УЧД) под воздействием информатизации значительно сложнее и разнообразнее. Основная многомерная тенденция инновационного характера может быть обозначена как виртуализация УЧД. Ее частным случаем является вышеназванный процесс усиления роли информационных видов деятельности в УЧД, но это одна лишь грань сложнейшей эволюции, затрагивающей не только технику и технологии, но и сущностные основы человеческого бытия, структуру и способ реализации социальных отношений, социокультурные нормы ценности, профессиональную и личностную информационную культуру и т.п. 
        Каковы составляющие процесса виртуализации УЧД? Виртуализация УЧД может быть рассмотрена в различных аспектах: по типам деятельности, по степени экспансии виртуализации  в структуре конкретной отрасли УЧД, в аспекте появления виртуальных видов деятельности и т.п.
        В различных сферах УЧД глубина виртуализации неравномерна, что зависит от той роли, которую играет информация в данном виде деятельности. Традиционные отрасли УЧД имеют различную меру зависимости от информационной инфраструктуры. Так, информационная составляющая в сфере материального производства, энергетики, транспорта, торговли и т.п. в докомпьютерную эпоху была слабо выражена, тогда как в науке, искусстве, образовании, финансах, связи, управлении в большей степени обнаруживались информационные закономерности. 
Классический компонентный анализ любой отрасли деятельности выделяет в ней цели, средства (инструменты), методы (технологии), среду (условия), предмет, субъект, управляющий блок, а процессуальный анализ v принятие решений, собственно процесс деятельности и результат. В неинформационных видах деятельности эпоха информатизации сменила акценты с процедур оперирования материальными, социальными предметами деятельности на использование информационной инфраструктуры отрасли для целевого моделирования результата и управления процессом данной деятельности. Для этого стали  широко применяться технологии информационного мониторинга, ситуационного анализа, сетевые возможности и т.п. Таким образом, именно цели, средства, методы, управление как компоненты деятельности подверглись виртуализации, то есть переносу в электронное информационное пространство в первую очередь и во многих неинформационных сферах УЧД. При этом выявились отрасли, лидирующие по темпам виртуализации, в которых процесс реальной деятельности с материальным (социальным, энергетическим) предметом полностью или частично переместился в виртуальную среду и осуществляется с виртуальным аналогом  предмета деятельности. Примером такой отрасли  может служить торговля. Виртуальная Интернет-торговля становится эффективным конкурентом реальной торговли.
        Виртуализация постепенно охватывает все компоненты деятельности. Исторически первыми подверглись виртуализации, как уже отмечалось, средства и методы (информационные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии). Сетевое информационное пространство (локальные и глобальные сети) создало виртуальную информационную среду, в которой ныне осуществляется значительная часть процессов многих видов деятельности (принятие решений, моделирование результата, определение целей, реализация коммуникативных сторон деятельности).
        В материально-технических сферах УЧД барьер виртуализации находится в настоящее время там, где возникает необходимость неинформационного оперирования с предметом деятельности и получения неинформационного результата, когда деятельность завершается в реальности, заканчивается материальным результатом. Например, виртуальная торговля должна  вернуться своим результатом в реальный мир (если речь не идет об информационном товаре), но автоматизация складов, доставки товаров, рекламы и демонстрации товаров, оплаты сделки и т. п. оставляет в данной деятельности все менее материально-вещного и субъектного оперирования. В информационных видах деятельности (образовании, искусстве, рекламе, управлении) все в большей степени виртуализируются такие компоненты и процессы, как предмет, результат и собственно процесс  деятельности. 
        Формально последним оплотом реальности во многих отраслях УЧД остается действующий и принимающий воздействие субъект, поскольку он принадлежит Rvмиру. Вместе с тем человек, находясь на стыке R-мира и V-мира, являясь их связующим звеном, все больше виртуализируется. Современный пользователь, работающий в сети, решая в ней профессиональные, образовательные, досуговые задачи, взаимодействуя с виртуальными предметами и субъектами (другими членами виртуального пространства), сам становится для последних виртуальным.
        В настоящее время существуют и совершенствуются технологии, позволяющие человеку делегировать в V-мир не только свои цели, действия, но и право принятия решений. Речь идет о V-двойниках субъекта v аватарах, электронных персонах, наделенных определенными степенями свободы поведения в заданных программой и волей управляющего субъекта параметрах. Недалек уже тот день, когда стандартные профессиональные или иные ситуации с умеренным уровнем вариативности возможных сценариев смогут осуществляться в V-офисе V-партнерами (аватарами) как представителями своих реальных прототипов. Но и в этом случае инициация деятельности, оценка ее результата принадлежит Rvсубъекту.
    Можно прогнозировать и бум принципиально новых видов деятельности, базирующихся на технологиях виртуальной реальности.
    Порождая сложные социотехногенные системы, процесс виртуализации УЧД имеет объективный характер. Его позитивный потенциал связан с философской и технологической основой, заключающейся в экстериоризации внутреннего мира человека в формах, максимально приближенных к реальности. Это, несомненно, даст новый стимул таким видам человеческой деятельности, которые имеют информационно-креативную природу.

Hosted by uCoz