Коготков Д.Я.

ОГРЕХИ НА ПУТИ ПРЕВРАЩЕНИЯ БИБЛИОТЕК
В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

В доперестроечный период информационное обеспечение различных сфер науки и практики возлагалось на ГСНТИ, основными звеньями которой являлись органы информации различного уровня. Хотя научные и научно-технические библиотеки признавались составными звеньями этой мощной системы, тем не менее, они рассматривались как подразделения, обеспечивавшие главным образом хранение и выдачу первичных документов. Однако именно в те годы, благодаря взаимодействию с информационными службами, а иногда и вопреки ему, библиотеками был накоплен богатый опыт не только по информационному обслуживанию читателей, но и по другим направлениям их деятельности в условиях ее жесткой регламентации. С одной стороны, она сковывала инициативу библиотек, с другой v заставляла внедрять в практику более прогрессивные формы обслуживания, несмотря на отсутствие в ряде случаев необходимых для этого условий. 
        Современный этап развития библиотечного дела в Российской Федерации характеризуется поистине революционными преобразованиями, вызванными, с одной стороны, переходом экономики к рыночным отношениям со всеми истекающими из этого последствиями, с другой v интенсивным внедрением автоматизации в библиотечные процессы. 
        Под воздействием этих объективных факторов перед библиотеками возникли новые задачи, решение которых потребовало пересмотра сложившихся стереотипов, преодоления определенных психологических барьеров, обучения работе в новых условиях, поиска приемлемых форм и методов, осуществляемого иногда методом проб и ошибок.
        Одной из таких задач, возникшей в результате перехода к рыночной экономике, явилась задача выживания, потребовавшая нетривиальных управленческих решения от руководителей библиотек. Внедрение маркетингового подхода помогло во многом не только изыскать дополнительные денежные средства, но и изменить имидж библиотеки путем реализации дополнительных нетрадиционных услуг и продуктов. Это оказалось возможным благодаря обретению услуг и продуктов. Это оказалось возможным благодаря обретению большей самостоятельности, что и позволило библиотекам адаптироваться к рыночным условиям, занять достойное место в системе учреждений и организаций, на которые в соответствии с федеральным законом об информации, информатизации и защите информации возложены обязанности формирования и использования государственных информационных ресурсов.
        Несмотря на сокращение финансирования новые информационные технологии, основанные на использовании компьютерной техники, проникают сегодня не только в научные, но и в муниципальные публичные и другие типы библиотек. Если судить по публикациям в специальной печати и по докладам на международной конференции, ежегодно проводимой в Крыму, многие библиотеки только начинают осваивать эту технологию. Иногда создается впечатление, что приобретение компьютеров стало своеобразной модой, поскольку с их помощью решается единственная задача v перевод каталогов в машиночитаемую форму. Это относится не только к муниципальным публичным, но и к отдельным вузовским библиотекам. Без комплексного подхода говорить об успехах автоматизации нельзя, а тем более об использовании глобальных сетей лишь из интереса к этому компьютерному чуду конца XX столетия.
        Увлечение автоматизацией не должно быть в ущерб остальным направлениям деятельности библиотек. Тот же анализ публикаций показывает, что из поля зрения выпали многие проблемы, которым раньше уделялось пристальное внимание (формирование фондов, анализ спроса, координация различных направлений в деятельности библиотек, изучение информационных потребностей, состава читателей, справочная и информационная работа и т.д.). В изменившихся условиях все эти направления нуждаются в переосмыслении, а лучший опыт работы (особенно муниципальных библиотек) v в обобщении и распространении.
Между тем публикуемые материалы на страницах журналов показывают, что они носят преимущественно информационный характер. Отсутствие методических рекомендаций, в изобилии имевших место в прошлом, по различным направлениям деятельности библиотек (включая и вопросы автоматизации) неизбежно приводит к просчетам и ошибкам, замедляющим продвижение на пути превращения библиотек в информационные центры.

Hosted by uCoz