Шапошников А.Е.

АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ

В КУРСЕ “БИБЛИОТЕКА И СОЦИОНОМИЯ”

В курсе “Библиотека и социономия”, читаемом на дневном отделении МГУКИ с 1999 г., в специализации “Информационное обеспечение гуманитарных наук” предусмотрены темы “Организация библиотечного обслуживания пожилых и престарелых” и “Библиотечное обслуживание пожилых людей за рубежом”. Остальная проблематика связана с общими проблемами социальной работы библиотек, библиотечным обслуживанием инвалидов, госпитализированных больных, заключенных.

Необходимость разработки геронтологических аспектов библиотечного обслуживания обусловлена современными демографическими изменениями. В большинстве стран мира доля пожилых людей в населении увеличивается. В 1996 г. в РФ проживало 30 млн. пожилых и престарелых (20,3%). Пожилые люди часто не могут самостоятельно решать свои жизненные проблемы, нуждаются в посторонней помощи. Библиотечное обслуживание выступает инструментом их социальной защиты и поддержки.

При освещении проблем библиотечного обслуживания лиц “третьего возраста” используются как данные геронтологии, так и сведения, полученные в результате обобщения опыта работы библиотек с этой категорией населения (отечественных и зарубежных). Значительная часть последних взята из отчетов ЦБС Московской области, а также из дипломных работ студентов-заочников.

Закономерности, установленные геронтологами, помогают учитывать особенности старческого возраста и возрастные градации. Современные геронтологи исследуют фундаментальные аспекты старения, изучают болезни старческого возраста и разрабатывают методику их лечения, а также рассматривают социальные и психологические проблемы старых и удалившихся от дел людей.

Непосредственное отношение к библиотечному обслуживанию пожилых людей и престарелых имеет классификация лиц пожилого возраста, принятая Всемирной организацией здравоохранения. К пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, старыми называют людей старше 75 лет, а люди, достигшие 90 лет, могут считать себя долгожителями.

Старение охватывает весь организм в целом. Изменяется устойчивость внутренней среды, ослабление зрения, снижение слуха, возникают трудности в передвижении и т.д. В то же время человек, как правило, сохраняет свой интеллект. Высокий уровень духовной жизни существует как бы наперекор общему одряхлению. Человек, находящийся в “третьем возрасте”, имеет возможность использовать весь свой опыт и знания, накопленные за прошедшие годы жизни (“Мои года – мое богатство”).

Библиотечное обслуживание должно входить в комплекс мероприятий, направленных на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. Внимание следует обратить на то, что в практике библиотечного обслуживания лиц пожилого возраста начинают применяться своеобразные формы и методические приемы, учитывающие особенности этой категории читателей. Все большее значение приобретает доставка книг на дом. Среди библиотечных услуг – выдача фактических справок, консультирование. Библиотекари выступают как посредники между клиентами и учреждениями социальной защиты, различными службами, благотворительными организациями.

Благотворительные начала присутствуют при проведении многих мероприятий – заседаний клубов по интересам (“Ветеран”, “Общение”, “За чашкой чая” и др.), разнообразных конкурсных программ. В День пожилого человека (1 октября) многие библиотеки устраивают встречи ветеранов с молодежью. Названия мероприятий звучат жизнеутверждающе (“Подарим радость друг другу”, “Жить, не старея”, “Есть еще порох в пороховнице”).

Традиционными стали мероприятия, проводимые для участников Великой Отечественной войны. Ныне к ним присоединяются мероприятия, предназначенные для детей военной поры (которые также стали людьми пожилого возраста).

Особое значение в курсе придается ознакомлению студентов с постановкой библиотечного обслуживания пожилых людей за рубежом, поскольку там есть чему поучиться (доставка книг на дом с помощью посыльных, открытие библиотечных пунктов в центрах обслуживания пожилых, лечебницах, домах престарелых). К зарубежным достижениям относится и наличие во многих библиотеках книг, напечатанных крупным шрифтом, “говорящих” книг, приспособлений для чтения. Проводятся мероприятия в местах сбора пожилых людей (центрах питания, обслуживания, домах престарелых и т.д.). Практикуются специальные виды услуг: создание “устной” истории (запись со слов пожилых), оказывается помощь в трудоустройстве.

Пока еще небольшой опыт преподавания геронтологических тем курса позволяет прийти к выводу, что его содержание обладает определенным воспитательным потенциалом, способствуя терпеливому, сострадательному и милосердному отношению к людям.

эта модель
Hosted by uCoz