Глинникова С.В.

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕКАБРИСТА А.Н. МУРАВЬЕВА

В ходе изучения роли книги в жизни и деятельности декабриста А. Н. Муравьева выявилась возможность частично реконструировать круг его чтения и библиотеку.

К сожалению, сама библиотека не сохранилась. Нет также и ее описи. Какова она была и какие интересы владельца отражала, об этом можно судить лишь по письмам и трудам Муравьева.

Муравьев увлекался древними историками. У него были «Сравнитель-ные жизнеописания» Плутарха в одном из лучших полных французских переводов (Андре Дасье). По Арриану и Квинту Курцию он изучал походы Александра Македонского. «Читал с особенным увлечением» «Записки» Юлия Цезаря. Вдохновенно размышлял о Сократе, выказывая знание трудов Ксенофонта и Платона, представивших сократово учение.

Муравьев был знаком с «Историей государства Российского» Карамзина и, возможно, был автором небольшой заметки по поводу этого труда.

C юных лет занимаясь военной наукой, он изучал фортификацию по французским книгам Музе («Трактат о подземной фортификации», 1804 г.) и Нуазе де Сен-Поля, тактику по правилам Гибера. «Вытвердил почти наизусть» «Трактат о больших военных операциях» Жомини, в котором проводилось сравнение походов Фридриха II и Наполеона.

В течение примерно 30 лет Муравьев был постоянным подписчиком газеты «Русский инвалид, или Военные ведомости». В последние годы жизни он с огромным интересом прочел рукопись книги своего брата Н.Н. Муравьева (Карского) «Война за Кавказом» (издана в 1877 г.)

Философские и социально-политические взгляды декабриста претерпели в течение его жизни важные изменения.

В молодые годы он читал Вольтера и Вольнея. В дружеской среде преддекабристской «Священной артели» изучал Кондильяка. Был увлечен «Опытом о человеческом разуме» Локка. На следствии по делу декабристов Муравьев назвал труды Руссо, Монтескье и Макиавелли в качестве важнейшего источника своего свободомыслия.

После выхода (1819) из движения декабристов, позднее в ссылке и годы дальнейшей службы Муравьев все серьезнее погружался в религиозное чтение. Он читал Библию и переводил с древнееврейского Псалмы. Богословы Фома Кемпийский и И. Арндт, теософы-мистики Я. Беме и Э. Сведенборг заняли основное место в его каждодневном чтении и умственных занятиях.

Он неоднократно возвращался к обширному сочинению Арндта «Об истинном христианстве. В его библиотеке были «Христианская ручная книжка», «Советы и зерцало жизни для желающих быть истинными христианами» (1829) и др. книги того же рода.

Будучи последователем Сведенборга, Муравьев перевел с латыни целый ряд его трудов. Среди книг Муравьева были издания произведений Сведенборга на немецком и французском языках.

Проследить изменение взглядов Муравьева очень интересно. Он никогда не был однозначным человеком. Религиозность не уводила его от дел и не лишала особого «декабристского» отношения к жизни. Он и в зрелые годы, и в старости был все так же активен, бескорыстен, отзывчив к чужому страданию.

Он был ищущим человеком, увлекающимся и даже одержимым. В нем не угасало стремление отдать жизнь истинно благородной и полезной цели. Сначала он видел свое призвание в военной службе. Муравьев сделал блестящую карьеру. Затем его увлекла революционная деятельность. Позже он прошел путь религиозных исканий. Этапы духовного пути воплотились в развитии и изменении его читательских интересов.

Hosted by uCoz