Ганзикова Г.С.
ИНОВАЦИИ В
СИТСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
В
ПОСТДИПЛОМНЫЙ ПЕРИОД
Проблема дополнительного
обучения и повышения квалификации специалистов детских библиотек значительно
актуализировалась на современном этапе. В ряде вузов прекращена профилированная
подготовка таких специалистов; видоизменяется и расширяется спектр функций детских
библиотек; возрастают потребности практики в высококвалифицированных
библиотекарях-педагогах - артистичных, творчески одаренных личностях.
Наш образовательный проект
дополнительного обучения детских библиотекарей и повышения их квалификации
имеет основной своей целью оказание содействия библиотекарям в изучении
механизмов творческой деятельности, в овладении ее технологией.
Программой предусматривается
погружение обучающихся в познание специфики технологии театральной педагогики,
активизация творческого потенциала каждого, «производство» индивидуального, но
в рамках групповой деятельности, творческого продукта и как итог - выстраивание
в настоящем и будущем собственной творческой «Я-концепции». Триада «Воображение
- творчество - творческий человек» (Д. Родари) является образом-символом этого
проекта и его исходным началом.
Практическая реализация
проекта в виде трех экспериментальных циклов занятий в 1996-97 гг.
свидетельствует о его продуктивности и перспективности. В процессе обучения
сотрудники библиотек развивают актерские, режиссерские. коммуникативные и др.
педагогические способности, необходимые для инновационно-профессиональной деятельности.
Эксперимент показывает, что
особую роль в успешном продвижении к желаемым результатам играют ценностные
ориентации специалистов, мотивационные приоритеты, профессиональные идеалы,
вера в себя как творца. Поэтому циклы занятий включают интегрированные курсы. В
них преобладают различные тренинги игрового характера с
художественно-эстетическими заданиями. Обязательным компонентом является изучение
общетеоретических основ творческой деятельности, новых концептуальных подходов
к организации библиотечной работы с детьми, профессио-грамм детского
библиотекаря. Формы этих занятий традиционные (лекция-семинар - «круглый стол)
и нетрадиционные (просмотр-прослуши-вание видеоинтервью с работниками
библиотек, читателями - взрослыми, детьми, их видеооткровений, размышлений о
детской библиотеке и профессии детского библиотекаря, идеале профессионала, а
затем следуют «размышления о размышлениях»). Такой принцип построения занятий позволяет
добиться психологической предуготовленности к дальнейшему творческому
самовыражению не только в процессе занятий, но и в послеучебный период,
воспринимать все это как вполне доступную и реальную возможность.
Своеобразием занятий и их
ценной стороной является атмосфера активного общения, повышенного
позитивно-эмоционального отношения и внимания к новой информации,
психологического комфорта как обучающихся, так и их педагогов.
Данный проект - основа
деятельности Инновационного центра
по дополнительному обучению и повышению квалификации специалистов детских и
школьных библиотек, созданного при ПГИИК. Для занятий в Центре приглашаются
специалисты из области и др. российских регионов. Программы обучения в Центре
могут использоваться в процессе подготовки будущих детских библиотекарей.