Ганзикова Г.С.

 

ИНОВАЦИИ В СИТСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

В ПОСТДИПЛОМНЫЙ ПЕРИОД

 

Проблема дополнительного обучения и повышения квалификации специалистов детских библиотек значительно актуализировалась на современном этапе. В ряде вузов прекращена профилированная подготовка таких специалистов; видоизменяется и расширяется спектр функций детских библиотек; возрастают потребности практики в высококвалифицированных библиотекарях-педагогах - артистичных, творчески одаренных личностях.

Наш образовательный проект дополнительного обучения детских библиотекарей и повышения их квалификации имеет основной своей целью оказание содействия библиотекарям в изучении механизмов творческой деятельности, в овладении ее технологией.

Программой предусматривается погружение обучающихся в познание специфики технологии театральной педагогики, активизация творческого потенциала каждого, «производство» индивидуального, но в рамках групповой деятельности, творческого продукта и как итог - выстраивание в настоящем и будущем собственной творческой «Я-концепции». Триада «Воображение - творчество - творческий человек» (Д. Родари) является образом-символом этого проекта и его исходным началом.

Практическая реализация проекта в виде трех экспериментальных циклов занятий в 1996-97 гг. свидетельствует о его продуктивности и перспективности. В процессе обучения сотрудники библиотек развивают актерские, режиссерские. коммуникативные и др. педагогические способности, необходимые для инновационно-профессиональной деятельности.

Эксперимент показывает, что особую роль в успешном продвижении к желаемым результатам играют ценностные ориентации специалистов, мотивационные приоритеты, профессиональные идеалы, вера в себя как творца. Поэтому циклы занятий включают интегрированные курсы. В них преобладают различные тренинги игрового характера с художественно-эстетическими заданиями. Обязательным компонентом является изучение общетеоретических основ творческой деятельности, новых концептуальных подходов к организации библиотечной работы с детьми, профессио-грамм детского библиотекаря. Формы этих занятий традиционные (лекция-семинар - «круглый стол) и нетрадиционные (просмотр-прослуши-вание видеоинтервью с работниками библиотек, читателями - взрослыми, детьми, их видеооткровений, размышлений о детской библиотеке и профессии детского библиотекаря, идеале профессионала, а затем следуют «размышления о размышлениях»). Такой принцип построения занятий позволяет добиться психологической предуготовленности к дальнейшему творческому самовыражению не только в процессе занятий, но и в послеучебный период, воспринимать все это как вполне доступную и реальную возможность.

Своеобразием занятий и их ценной стороной является атмосфера активного общения, повышенного позитивно-эмоционального отношения и внимания к новой информации, психологического комфорта как обучающихся, так и их педагогов.

Данный проект - основа деятельности Инновационного центра по дополнительному обучению и повышению квалификации специалистов детских и школьных библиотек, созданного при ПГИИК. Для занятий в Центре приглашаются специалисты из области и др. российских регионов. Программы обучения в Центре могут использоваться в процессе подготовки будущих детских библиотекарей.

 

 

Hosted by uCoz