Борисов Б.В.

 

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 

 

Современный этап развития системы информационных ресурсов характеризуется постепенным, но неуклонным процессом интеграции отдельных звеньев - архивов, библиотек, информационных органов, служб документационного обеспечения управления и др. Полноценное удовлетворение информационных потребностей все в большей степени связывается с выходом за границы отдельной информационной системы. 

Очевидно, что этот процесс будет стимулироваться насыщением указанных учреждений электронно-вычислительной техникой и их  подключением к национальным и международным компьютерным сетям. Такая перспектива требует переосмысления многих теоретических положений соответствующих отраслей знания, поиска общих закономерностей развития и функционирования различных информационных систем. Поэтому отнюдь не случайными являются попытки международного сообщества и, прежде всего, Международной федерации по информации и документации (ФИД), создания общей научно-методической базы для профессий информатика, архивиста, документоведа, библиотекаря-библиографа и других специалистов по управлению информационными ресурсами. Это должно находить адекватное отражение и в сфере профессионального образования.

Анализ действующих образовательных стандартов и программ по таким специальностям как «Архивоведение», «Библиотековедение и библиография», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Информационные системы» показывает, что необходимость такого подхода к профессиональной подготовке осознается нашей научно-педагогической общественностью далеко не в полной мере. Выпускники указанных специальностей получают весьма общее и неполное представление о существовании, принципах организации и функционирования даже родственных информационных систем, не говоря уже об информационной системе общества в целом.

Между тем такие знания должны составлять значительную часть общепрофессиональной подготовки всех студентов, изучающих ту или иную сферу информационной деятельности. Фундаментальную базу этого цикла должен составить курс теоретической информатики, что позволит, наконец, сломать устоявшийся и широко распространенный в обществе стереотип технократического понимания сути информатики и информатизации. Пропедевтическую роль должен сыграть и курс «Социальные коммуникации». Необходим также интегрированный курс, дающий представление об информационных ресурсах и образующих их системах: архивной, библиотечной, библиографической, документационной, научно-информационной и др.

Естественно, конкретный набор дисциплин общепрофессионального цикла является вопросом дискуссионным и требующим отдельного рассмотрения.

 

Hosted by uCoz