Арзуханов А.С.

 

ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГПНТБ РОССИИ)

 

Повышение уровня квалификации и профессионального мастерства работников библиотеки в настоящее время является приоритетным направлением в деятельности ГПНТБ России.

Решение проблемы непрерывного библиотечно-информационного образования обеспечивается актуализацией содержания и методов дополнительного профессионального обучения работников библиотеки за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий научного поиска и научных результатов, внедрения в учебный процесс высоких интеллектуальных библиотечно-информационных технологий.

Определенные результаты в этом направлении достигнуты в ГПНТБ России при реализации сводных планов мероприятий по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров.

Эта работа значительно усложнилась за последние годы в связи с постоянным совершенствованием целей и задач библиотеки в условиях разработки, создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей, основанных на использовании ПЭВМ типа IBM PC/XT/AT в новых библиотечных и библиографических технологических процессах. В этих условиях поиск новых путей устойчивого функционирования и развития автоматизированных систем, эффективность и качество работы в библиотеке во многом зависят от уровня квалификации и степени профессионализма персонала библиотеки.

В 90-е гг. организация работы по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров библиотеки существенно пересмотрена. Определены цели, задачи и методы обучения, осуществлена связь обучения с работой персонала, обеспечена гибкость учебных мероприятий, взаимосвязь и слияние процесса базовой и последипломной подготовки кадров.

План мероприятий и программа обучения персонала в системе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров включает следующие формы обучения и учебные мероприятия:

а) производственно-профессиональное обучение в функциональных библиотечных и научных подразделениях в соответствии с направлениями деятельности отделов и секторов, учетом особенностей профессионально-квалификационной и функционально-должностной структуры кадров (циклы тематических семинаров по актуальным проблемам библиотечной работы и научно-технической информации, семинар для молодых специалистов и новых сотрудников, в том числе, с небиблиотечным образованием);

б) обучение на рабочем месте технологическим процессам, стажировка, практикум; самостоятельное изучение вопросов в соответствии с профилем работы по индивидуальным планам;

в) дополнительное обучение работников современным навыкам работы на ПЭВМ типа IBM PC;

г) освоение новых информационных технологий по разрабатываемым и внедренным автоматизированным информационно-библиотечным процессам, системам и сетям;

д) обучение в специализированных учебных заведениях современным методам обслуживания и ремонта ПЭВМ различных типов;

е) консультации для работников библиотеки, являющихся студентами вечерней и заочной формы обучения в вузах и техникумах; аттестация и консультирование по иностранным языкам;

ж) обучение работников библиотеки в вузах и техникумах (вечерняя и заочная форма обучения);

з) обучение специалистов в аспирантуре (соискательство) при вузах;

и) активное участие специалистов библиотеки в научно-теоретичес-ких и научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, школах по различным тематическим направлениям, в том числе, по актуальным проблемам библиотековедения, библиографоведения, информатики и вычислительной техники.

С учетом совмещения индивидуальных и коллективных форм обучения ежегодно в перечисленных мероприятиях участвует около 300 сотрудников библиотеки.

Анализ состояния дел и изучение перспектив развития библиотечно-информационного образования в сочетании с информационно-компьютерно-телекоммуникационным пространством ГПНТБ России позволяет выделить некоторые основные направления дальнейшего развития системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала библиотеки. В связи с этим в ближайшее время необходимо:

1) создать совет по повышению квалификации кадров библиотеки, способного организовать и направить деятельность по обучению кадров;

2) сформировать рабочую группу по разработке концептуально-программных документов по информатизации системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров библиотеки;

3) сформировать учебно-методический центр по обучению персонала библиотеки с правовым обеспечением его функционирования;

4) обеспечить развитие материально-технической и финансовой базы учебно-методического центра;

5) определить модель непрерывного образования специалистов библиотеки со следующими видами обучения: самообразование, начальное (для работников, впервые приходящих в сферу библиотечной деятельности), краткосрочное специализированное, длительное периодическое, стажировка, переподготовка (получение новой профессии);

6) определить основные принципы построения и функционирования непрерывного образования специалистов в библиотеке. Например, к их числу отнести: специализацию и индивидуализацию обучения, планомерность и последовательность учебных программ, принцип опережающего повышения квалификации, активизацию и актуализацию учебного процесса, его контроль;

7) разработать (или приобрести) педагогические программные средства по необходимым образовательным дисциплинам, внедрить их в учебный процесс;

8) установить прямые связи с отечественными и зарубежными учебными центрами и организациями с целью обмена современными педагогическими технологиями в области библиотечно-информационной деятельности, организации совместных мероприятий по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Предоставленные предложения могут оказать помощь при формировании стартового этапа мобильной обучающей среды в библиотеке.

 

 

Hosted by uCoz