Шлыкова О.В.

 

ОСОБЕННОСТИ АККРЕДИТАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОГРАММ

В АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

 

В США нет централизованной авторитетной структуры в области вузовского образования, эквивалентного министерству высшего образования. Стандарты по аккредитации программ разрабатываются местными (федеральными) образовательными агентствами, и не распространяются централизованно. В области библиотечного образования эту миссию выполняет с 1924 г. Американская библиотечная ассоциация (АЛА), в структуре которой имеется специальное подразде-ление(офис по аккредитации), занимающееся разработкой стандартов, лицензированием программ и др. вопросами библиотечной профессии и образования.

Стандарты по аккредитации библиотечно-информационных школ составляются с ориентацией на программы магистерского уровня. Это сязано с тем, что бакалавриат в области библиотечного дела практически не существует. Как правило, приобретенная степень бакалавра по какой-либо области знания: музыка, биология и др., служит основанием для поступления в библиотечную школу на магистерскую программу.

Во главе угла стоят те ценности, которые являются приоритетными для мирового профессионального библиотечного сообщества: свобода мнений, открытый доступ к информации, объективность методик обуче-ния, предпочтение разнообразию квалификаций и др. На начальном этапе существования библиотечных школ лицензирование библиотечных школ осуществлялось в незначительном числе штатов, сегодня уже более 55 школ США и Канады аккредитованы АЛА. В настоящее время процедура прохождения аккредитации становится не просто обязательным, но и престижным актом для библиотечных школ.

Стандарты по аккредитации магистерских программ в библиотечно-информационных школах (переработанные и дополненные в 1992 г. и вступившие в силу с 1 января 1993 г.) состоят из 6 основных разделов, каждый из которых основывается на существенных компонентах подго-товки библиотекаря данного уровня.

Остановимся кратко на характеристике каждого из них:

1.  Миссия, Цели, Объективные основания. Библиотечная программа должна соответствовать предпочтениям организации-заказчика (если не конкретного, то потенциального). Стандартом предусмотрена вариатив-ность библиотечных программ различных школ. Например, формулировка «библиотечно-информационное обучение» вместо «школа библиотечно-информационных наук» позволяет шире интерпретировать возможности подготовки специалистов в этом направлении, предоставляя возможность в обучении различным магистерским программам: например, магистр «менеджер информационных ресурсов» и др.

2.  Учебный план должен отражать динамику библиотечной профес-сии, которая обеспечивает информационное обслуживание пользователей, базовые знания и новые достижения как в области библиотечного дела, так и др. областей знания; представлять собой интегративную систему, синте-зирующую теорию, практику и новые технологии; отвечать потребностям быстро меняющегося социо-культурного, полиэтического и многоязыч-ного общества, учитывать глобальные потребности информационного общества современных технологий, определять приоритетные направления будущего библиотечно-информационной деятельности, обеспечивать воз-можности непрерывного профессионального роста.

3.  Преподавательский состав. Ключевыми параметрами оценки деятельности преподавателей факультета являются: его научный статус, репутация в кампусе, в др. школах, внутри профессии - активное участие в профессиональных сообществах, склонность к развитию нового, достиже-ний в преподаваемой области деятельности, знание современных техноло-гий и т.п.

4.  Студенты. Обучение студентов должно соответствовать главному назначению школы, ее целям и задачам. Школа обеспечивает студентов соответствующими условиями, позволяющими им: участвовать в опреде-лении всего процесса обучения и в формулировании университетской политики, отражающей научные и студенческие интересы; консультиро-ваться с педагогом по профессиональным вопросам и др. Процедура оценки степени овладения знаниями, умениями и навыками предусмотрена системой систематического и поэтапного контроля-оценки.

5.  Административная и финансовая поддержка. Школа представляет собой самостоятельную структуру, которая все же неотделима от универ-ситета в целом. Поэтому преподавательский состав и студенты имеют возможность участвовать в университетской политике, в развитии меж-дисциплинарных связей и взаимодействий между факультетами.

6.  Материальные ресурсы и база. Эта часть стандарта предусма-тривает наличие условий для проведения научной, педагогической деятель-ности, консультирования студентов и т.п. Как сотрудники университета. Так и и студенты имеют доступ к библиотеке, мультимедийным ресурсам и услугам, информационным и компьютерным технологиям, условия для индивидуальной работы.

Изучение зарубежной системы аккредитации позволит более глубоко осмыслить и понять специфику американского университетского образо-вания и будет способствовать поиску оптимальной модели библиотечного специалиста, что позволит разработать интегративную международную библиотечную программу, учитывающую общее и особенное в подготовке кадров России и Америки.

Hosted by uCoz