Терешин В.И.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Одна из ведущих тенденций - формирование новой многоуровневой структуры библиотечного образования. Складывается четырехзвенная система подготовки библиотекарей:

  1. Библиотечные курсы для учащихся 10-11 классов (выпускников) общеобразовательных школ в плане профориентации и подготовки их к поступлению в профессиональные библиотечные учебные заведения.

  2. Среднее двухлетнее библиотечное образование (СБО), а училищах культуры.

  3. Библиотечный колледж, дающий повышенное профессиональное образование, занимающее промежуточное положение между СБО и ВБО (3 года обучения).

  4. Высшее библиотечное образование (ВБО).

Соответственно складываются и определенные семантические и методические уровни профессиональной подготовки, возможность последовательного перспективного овладения учащимися библиотечной профессией путем перехода с первого уровня на последующие до получения в конечном итоге высшей библиотечной квалификации. В этих условиях острой становится проблема разработки оптимальной системы преемственности библиотечного образования, пересмотра системы должностей в библиотечных учреждениях.

Новая структура формируется и в рамках высшего библиотечного образования. Наряду с традиционным, вводится новый вариант, дающий высшее образование в два этапа - через бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (1-1,5 года обучения).

Особое направление - стандартизация основных требований к подготовке библиотечных кадров. Два эвена (СБО и ВБО) уже имеют свои профессиональные стандарты, идет подготовка стандартов для остальных уровней.

Стандартизация не исключает, а предоставляет широкую сферу творческой деятельности учебных заведений (введение дисциплин специализаций, курсов по выбору и т.д.).

Получают дальнейшее развитие все формы библиотечного образования: очное, заочное, вечернее. При этом на заочных и вечерних отделениях особое внимание уделяется взаимосвязи учебного процесса с профессиональной деятельностью студента в библиотеках разных типов и видов.

Активно осуществляются информатизация и компьюникация библиотечного образования, расширение сфер библиотечной деятельности, выход на всемерное изучение технологических процессов родственных информационных служб - архивов, музеев, аудио-, видеотек, справочно-информационных фондов, на взаимное использование информационных ресурсов и системе обслуживания пользователей библиотек на базе электронной техники, Интернет, Либнет и т.п. Ставится задача подготовки библиотечного специалиста, способного вести технологические процессы библиотек на электронной основе. Все эти направления меняют характер библиотечной профессии, определяют ее как би6лиотечно-информационную.

Новым является также введение библиотечного специалиста в информационный маркетинг, в систему плюрализма обслуживания читателей, в деятельность развивающихся библиотек акционерных обществ, фирм, бирж, религиозных организаций и т.п. В соответствии с различными направлениями библиотечного образования строятся специализации.

Особое направление в библиотечном образовании - всемерная активизация личности студента, развитие научного творчества, его профессиональных информационных потребностей. Высшее библиотечное образование берет ориентацию на подготовку менеджеров библиотечного дела. На всех уровнях библиотечного образования введены курсовые работы, выпускные рефераты, дипломные работы, создание и защита которых формируют у выпускников стремление к научному осмыслению библиотечной деятельности, поиску решений профессиональных задач и проблем.

Организационным центром перспективного развития библиотечного образования в России стал созданный в 1994 г. Совет по библиотечно-информационному и книговедческому образованию Учебно-методичес-кого объединения РФ до культуре при МГУК. В него входят ведущие ученые, представители практически всех учебных заведений, осуществляющих подготовку библиотечно-информационных специалистов различных уровней. В настоящее время при Совете получает статус научно-исследовательская работа по теме «Перспективы развития библиотечно-информационного образования в России (1998-2003 гг.)», которая даст новый импульс формированию оптимальной системы подготовки библиотечно-информационных специалистов.

Hosted by uCoz