Суминова Т.Н.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СФЕРЫ ИСКУССТВА»

 

Как ни парадоксально, одна из самых актуальных проблем сегодняшнего становления и развития информационного образования заключается в проблеме, что и как преподавать будущим референтам-аналитикам, менеджерам различного рода информационных и коммерческих служб. Причем это относится как к уже существующим учебным дисциплинам, так и к пока еще лишь только находящимся в разработке, ибо реальное удовлетворение потребностей общества в профессионалах по самым разнообразным направлениям во многом зависит от нетрадиционных подходов к содержанию учебных курсов, которые и смогут действительно оправдать получаемый студентами диплом об окончании высшего учебного заведения по указанным специальностям.

Нетривиальный подход применен нами при разработке одной из составляющих частей учебной дисциплины «Информационные ресурсы», преподаваемой на факультете управления и информатики. Ею является курс «Информационные ресурсы сферы искусства», который будет не только создавать возможности подготовки выпускников по соответствующей специализации, но и способствовать повышению информационной культуры студентов в целом, поскольку статус МГУК, обязывает к этому. Кроме того, приобретение знаний о нетрадиционных носителях информации, а также умений и навыков обращения с современными информационными технологиями позволит нынешним студентам успешно использовать их на практике, в ходе творческой и профессиональной деятельности.

Этот учебный курс, раскрывающий информационные ресурсы сферы искусства и систему ее информационного обеспечения, базируется на раскрытии и познании взаимосвязей таких наук и учебных дисциплин, как искусствоведение, культурология, информатика, документография, эстетика и пр.

Нетрадиционность раскрытия сущности обозначенного курса заключается в использовании современного подхода к изучению проблем генезиса, сегодняшнего состояния и перспектив развития информационных ресурсов области искусства. Методика данного подхода определяется как изучением специфики деятельности в данной сфере, которая объединяет разнообразные виды художественного творчества и создаваемые им многообразные информационные потоки, так и рассмотрением возможностей применения в ней современных информационных технологий, к тому же способных оказывать влияние на творческий и производственный процессы.

В учебном курсе рассматриваются вопросы терминологии, связанные со спецификой понятий «информационные ресурсы», «информационная среда», «информационная система». Раскрываются функции и морфология художественно-творческой деятельности; обозначаются основные формы существования последней (пространство и время). Детально анализируется деятельностная структура сферы искусств, в том числе ее информационная сущность и виды. В связи с этим выделяются такие субстанции, как креатор (творец) и его креативная (творческая) деятельность в ходе генерации феноменов искусства в качестве автора, интерпретатора, исполнителя.

Применение деятельностно-информационного подхода в качестве основного критерия для построения классификации информационных ресурсов области искусства позволяет достаточно полно осветить различные грани деятельности художника и вместе с тем отразить весь спектр создаваемых им произведений. Отсюда выводится мысль о том, что интересующая отраслевая информация художественно-творческой деятельности включает несколько ступеней: собственно художественную; биографическую; искусствоведческую; информационно-вспомогательную.

Такая иерархическая структура информационных ресурсов сферы искусств порождает ряд проблем, требующих изучения и освещения в ходе учебного процесса. Здесь выделяются вопросы, связанные и с отраслевыми документами, и с их типами и видами, а также затрагиваются проблемы подлинника и копии (репродукции), единичного и тиражированного, оригинала и интерпретации.

Один из разделов посвящен характеристике информационных ресурсов в каждом из видов искусства в зависимости от креативно-производственной специфики собственно художественной информации; специфики креативно-репродуктивной деятельности. Внимание уделено особенностям создания информационных ресурсов отрасли, что обусловливается видами искусства, историческими периодами и творческим потенциалом креатора, а также используемым материалом и техникой производства.

Подробно рассматриваются разновидности, жанры биографической, искусствоведческой информации сферы искусства. Информационно-вспомогательная информация, объединяющая материалы на традиционном и нетрадиционных носителях, также получила типологическое освещение.

Немаловажное значение для студентов имеет и знакомство с системой издания, хранения и обеспечения информационными ресурсами сферы искусства. Эту систему представляют издательства, а также различные организации, тиражирующие указанные ресурсы. Здесь же осуществлен анализ мировой и отечественной системы периодических и продолжающихся изданий области художественно-творческой деятельности.

Освещение получают хранилища информационных ресурсов сферы искусства с видами, структурой и составом фондов, историей возникновения и существования и т.д.; материалы на традиционном и электронном носителе, включенные в мировую систему информационного обеспечения области художественного творчества, представляющие деятельность различных информационных структур по созданию и распространению информационных ресурсов отрасли.

Разработанный учебный курс «Информационные ресурсы сферы искусства» отражает как современное понимание подходов к формированию специалистов информационной сферы, так и перспективы научного поиска собственно информационных ресурсов.

 

 

Hosted by uCoz