Ситников Д.Э., Вакуленко В.М.
ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ
СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
При подготовке специалистов
в области современных информационно-библиотечных технологий возникает необходимость
создания эффективных компьютерных систем оценивания знаний, получаемых студентами.
Это обусловлено прежде всего тем, что используемые в настоящее время
компьютерные технологии постоянно изменяются и совершенствуются, что требует
введения в учебный процесс устойчивых критериев оценки знаний в данной области.
Контроль за обучением проводится с целью выявления степени усвоения материала,
полноты, глубины и прочности знаний на различных его этапах, накопления
информации для установления соответствия между данным и требуемым уровнем
знаний, а также для выработки стратегии обучения.
Существенная зависимость
эффективности обучения от глубины, системности и регулярности, с которой
контролируются ход и степень усвоения материала, вынуждает уделять большое
внимание совершенствованию и развитию автоматизированных систем контроля и
оценивания знаний. В настоящее время такие системы есть практически в каждом
вузе Украины.
Рассмотрены различные виды
автоматизированных систем оценки знаний: рейтинговые, премиальные и открытого
типа. Все названные системы обладают общим недостатком - отсутствует единый
критерий оценки знаний, что не позволяет в полной мере получить объективную
картину знаний, умений и навыков обучаемых. Отсюда вывод об актуальности задачи
совершенствования существующих и разработки новых систем автоматизированного
контроля знаний.
Сформулирована задача
автоматизации оценивания знаний при подготовке специалистов в области
информационно-поисковых систем. Установлено, что количество исходных
показателей для создания системы автоматизированного контроля знаний может быть
весьма велико. Показана возможность замены большого числа первоначальных
показателей небольшим числом интегральных (обобщенных) показателей. В основу
предлагаемого подхода положена задача построения единственного интегрального
показателя с использованием функций алгебры логики.
Предложен путь построения
булевой функции Ф(t), играющей роль
критерия оценки качества, и приведены требования к ней. Проанализирован подход
к определению функции правдивости ответов.
Представлен тест по
определению логической функции критерия оценки качества знаний в области
современных компьютерных информационно-библиотечных технологий. Вопросы теста
сформулированы таким образом, чтобы исключить неоднозначность при ответе.
Исследованы зависимости, определяющие функцию правдивости v и функцию правильности ответов G. Сделан анализ построения критерия оценки качества знаний на основе
предложенного подхода.
Представленный подход к
построению интегрального показателя оценивания знаний позволяет использовать
при автоматизированном контроле элементы человеческой логики. Это позволяет
достаточно полно отразить требования преподавателя к знаниям испытуемых в
области современных информационно-библиотечных технологий.