Ситников Д.Э., Вакуленко В.М.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

При подготовке специалистов в области современных информационно-библиотечных технологий возникает необходимость создания эффективных компьютерных систем оценивания знаний, получаемых студентами. Это обусловлено прежде всего тем, что используемые в настоящее время компьютерные технологии постоянно изменяются и совершенствуются, что требует введения в учебный процесс устойчивых критериев оценки знаний в данной области. Контроль за обучением проводится с целью выявления степени усвоения материала, полноты, глубины и прочности знаний на различных его этапах, накопления информации для установления соответствия между данным и требуемым уровнем знаний, а также для выработки стратегии обучения.

Существенная зависимость эффективности обучения от глубины, системности и регулярности, с которой контролируются ход и степень усвоения материала, вынуждает уделять большое внимание совершенствованию и развитию автоматизированных систем контроля и оценивания знаний. В настоящее время такие системы есть практически в каждом вузе Украины.

Рассмотрены различные виды автоматизированных систем оценки знаний: рейтинговые, премиальные и открытого типа. Все названные системы обладают общим недостатком - отсутствует единый критерий оценки знаний, что не позволяет в полной мере получить объективную картину знаний, умений и навыков обучаемых. Отсюда вывод об актуальности задачи совершенствования существующих и разработки новых систем автоматизированного контроля знаний.

Сформулирована задача автоматизации оценивания знаний при подготовке специалистов в области информационно-поисковых систем. Установлено, что количество исходных показателей для создания системы автоматизированного контроля знаний может быть весьма велико. Показана возможность замены большого числа первоначальных показателей небольшим числом интегральных (обобщенных) показателей. В основу предлагаемого подхода положена задача построения единственного интегрального показателя с использованием функций алгебры логики.

Предложен путь построения булевой функции Ф(t), играющей роль критерия оценки качества, и приведены требования к ней. Проанализирован подход к определению функции правдивости ответов.

Представлен тест по определению логической функции критерия оценки качества знаний в области современных компьютерных информационно-библиотечных технологий. Вопросы теста сформулированы таким образом, чтобы исключить неоднозначность при ответе. Исследованы зависимости, определяющие функцию правдивости v и функцию правильности ответов G. Сделан анализ построения критерия оценки качества знаний на основе предложенного подхода.

Представленный подход к построению интегрального показателя оценивания знаний позволяет использовать при автоматизированном контроле элементы человеческой логики. Это позволяет достаточно полно отразить требования преподавателя к знаниям испытуемых в области современных информационно-библиотечных технологий.

 

 

 

Hosted by uCoz