Наумова Т.Н., Таркина С.С.

 

УМЕНЬШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

 

В процессе начальной компьютерной подготовки студентов гуманитарных вузов нередко имеют место такие психологические явления, как неприятие компьютера, неуверенность и даже страх перед компьютером. Такое эмоциональное состояние оказывает негативное воздействие на устойчивость интереса к занятиям, желание овладеть новой техникой и т.д.

Необходимо создание «дружественной» атмосферы, позволяющей преодолеть стрессовое состояние. Вызвать положительное отношение и интерес к обучению, удержать его. Использование элементов игрового общения поможет поддержать, закрепить и повысить интерес к обучению работе с компьютером. Необходимо отыскивать, изобретать новые психолого-педагогические решения, которые, имея игровую форму, могли бы устранить все нежелательные психологические нагрузки студента при овладении вычислительной техникой.

Общеизвестно, что предрасположенность и потребность к игровой деятельности у человека присутствуют всегда, на протяжении всей жизни. Важно лишь учитывать особые условия, возраст, профессиональную деятельность, уровень интеллектуальных способностей, психологические и физические особенности индивида. Из этого и необходимо исходить при организации комфортной психологической среды общения студента с ЭВМ. Например, при освоении клавиатуры возможность поочередного использования обучающих программ типа «Тренажер», «Машинопись» с теми же программами, но выполненными в игровом оформлении (BABYTYP), вызывает большой интерес и желание изучать клавиатуру. Во всяком случае это создает устойчивый эмоционально-положительный эффект в процессе обучения.

Практика подтверждает целесообразность использования элементов игрового общения. Например, в группе выделяются «специалисты», которые становятся «консультантами». «Неспециалисты» образуют группу оппонентов. На обсуждение выносятся определенные проблемы, по которым оппоненты высказывают свою точку зрения. В дискуссии каждый участник активен, ищет свой вариант ответа, пытается его обосновать. При этом критике могут подвергнуться не авторы идей, а сами идеи. Организация вхождения в мир ЭВМ через непринужденную, не регламентированную дискуссию делает этот процесс психологически приемлемым даже для самых «трудных» в этом отношении студентов.

Платон писал «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с малых лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание, вносящее в душу любовь к тому, в чем он... должен стать знатоком и достичь совершенства».

Опыт показывает, что использование элементов игрового общения в методике начальной компьютерной подготовке помогает преодолеть многие психологические барьеры, закрепить полученные знания и интерес, облегчить процесс понимания и усвоения материала. Игровая ситуация помогает и преподавателю определить, как и в какой мере усвоен материал.

 

 

Hosted by uCoz