Моргенштерн И.Г.

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК НОВЫЙ ЖАНР

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

 

Эволюционно в системе библиотечно-информационного образования сложилась полижанровая система учебно-методической литературы. В ее состав входят программа учебного курса, учебник или учебное пособие по дисциплине, хрестоматия, альбом наглядных материалов, методические указания для заочников в помощь подготовке к итоговой проверке и выполнению контрольных работ, другие материалы. Они подготавливаются и издаются разновременно, различными центрами, часто в них не соблюдается единство структуры, понятийного аппарата и особенно содержания. Так, вузовские учебники готовятся, как правило, преподавателями центральных вузов с эпизодическим включением в состав авторского коллектива периферийных ученых, переиздаются (либо издаются заново) не чаще чем раз в десять лет. За это время структура и содержание учебной дисциплины индивидуально обновляется, нередко радикально, что отражается в вузовских программах и учебно-методических пособиях.

Недостатки учебно-методической литературы усугубились в 90-е гг., когда произошли радикальные изменения в общественной и духовной жизни России и соответствующий пересмотр научных концепций. Учебники, изданные даже в 1990 г., устарели настолько, что пользоваться ими можно с многочисленными оговорками и дополнениями. При этом отсутствует информация о подготовке новых учебников, даже по дисциплинам, включенным в число общеобязательных для всех вузов.

В этих условиях преподаватели невольно вынуждены руководствоваться известным юмористическим принципом самоспасения утопающих. На кафедре информации и библиографии ЧГИИК был разработан жанр нового учебно-методического пособия - путеводитель по учебной дисциплине. Первым был подготовлен путеводитель по курсу «Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарной сферы». Эта дисциплина сформирована на основе преподаваемой с конца 30-х гг. «Библиографии художественной литературы и литературоведения», дополненной материалами по языкознанию.

Основу путеводителя составила утвержденная кафедрой программа курса. Ее содержание полностью вошло в текст путеводителя. По каждой теме текст излагается в двух вариантах. Первый: если текст имеющихся в фонде библиотеки вуза учебников не устарел, то дается отсылка к ним, повторяется текст программы, приводятся необходимые коррективы и дополнения к учебникам. Второй: если в учебниках необходимый текст отсутствует либо коренным образом устарел, предлагается конспект лекции по теме. В начале каждой темы дается перечень литературы. В конце путеводителя приводятся вопросы (темы) для самоподготовки.

Путеводитель подготовлен на компьютере. Это позволило усилить наглядность, системно выделить опорные сигналы. В тексте размещены таблицы и другие средства ориентации в материале дисциплины.

Путеводитель планируется издать в 1998 г.

Таким образом, путеводитель представляет собою паллиативный учебно-методический материал. Он не отменяет потребность в нормальном учебнике и др. учебно-методических материалах. Подготовка именно путеводителя вынуждена в силу того, что издательство периферийного вуза не в состоянии выпускать полноценные учебники объемом в 15-20 учетно-издательских листов. Установлено, что объем наших учебных изданий не может превышать 5 учетно-издательских листов. Такой объем позволяет реализовать преимущества путеводителя, а именно возможность излагать профессиональную концепцию, регулярно обновлять содержание, оперативно обеспечивать учебный процесс необходимым учебным материалом ориентирующего характера.

 

Hosted by uCoz