Молева Н.С.

 

ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Опыт развития высшего образования убеждает, что качество подготовки специалистов высшей квалификации в значительной мере зависит от осознанного выбора выпускниками средней школы высшего учебного заведения, от их личностно значимой заинтересованности получить не вообще любое высшее гуманитарное образование (библиотечное, культурологическое, педагогическое и т.д.), а именно конкретную профессию, о которой они имеют верное и достаточно полное представление, которая отвечает жизненным установкам и психофизиологическим особенностям каждого из субъектов, оканчивающих школу.

И вуз заинтересован не в случайных абитуриентах. Это особенно очевидно в наше время, когда в мотивации различных поступков (в том числе и в выборе специальности) все более стали преобладать прагматизм, зависимость выбора деятельности от зарплаты. Культура в этом плане не является самой притягательной сферой. Следовательно, именно в этой области в наибольшей мере необходимо, чтобы школьников ориентировали психологически, подготавливали к получению высшего образования в университете культуры, других аналогичных вузах.

Школы Москвы и других регионов России имеют определенный опыт довузовской работы со старшеклассниками, направленной на их психологическую ориентацию в области выбора профессии, требующей высшего образования.

Несколько лет назад зародилось движение сотрудничества «школа - вуз». Интересен опыт МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и др. высших учебных заведений.

Библиотечный факультет МГУК также имеет положительные результаты работы в этом направлении. Свидетельство тому - деятельность комплексов «школа - вуз» на базе школы №1098 Северо-Восточного округа г. Москвы, школ г. Химки, г. Долгопрудный Московской области и др. Шестилетний опыт совместной работы школы №859 г. Москвы с кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУК подтверждает, что эта работа может быть плодотворной. Опыт этот заслуживает специального исследования. Уже его первый этап показывает, что выпускники школы №859, поступившие четыре года назад на библиотечный факультет, а ныне - его выпускники, чувствуют себя уверенными в том, что полученная ими профессия интересна, благоприятна для последующего роста. Во время недавней встречи школьников с четверокурсниками студентка Надеина В. (бывшая выпускница школы №859) сказала: «Я не раскаиваюсь в том, что четыре года назад выбрала для себя этот путь. Учиться было удивительно интересно, а практика убедила в том, что выбор мой не случаен. А самое главное, работа с детьми приносит радость. Я поняла, что и дальше хочу учиться, чтобы детям со мной было интересно. Важна самоотдача, а не зарплата.»

Концепция эксперимента предусматривает следующие этапы довузовского специализированного образования старшеклассников.

Первый этап - общеразвивающий и общеориентационный. Его доминанта в том, чтобы заинтересовать школьников, увлечь библиотечной работой. Содержание включает конкретные формы изучения современного передового опыта лучших библиотек.

Второй этап - профессионально и теоретически ориентированный на расширение представлений о научных основах специального образования, о его специфике и связях с другими профессиями в сфере культуры; подготавливающий будущих абитуриентов к самообразованию в избранной профессии.

Эта концепция будет уточняться в процессе последующей теоретической экспериментальной работы.

Особая задача состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения образования, воспитания и психологического сопровождения развития личности будущего специалиста по библиотечной работе с детьми и юношеством.

Мы рассматриваем экспериментально проверенную довузовскую подготовку выпускников средней школы к профессиональному библиотечному образованию как необходимое общеобразовательное и психологическое условие осознанного выбора будущей профессии, отвечающей личностной характеристике и самооценке выпускника средней школы.

 

 

Hosted by uCoz