Молева Н.С.
ДОВУЗОВСКАЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Опыт развития высшего
образования убеждает, что качество подготовки специалистов высшей квалификации
в значительной мере зависит от осознанного выбора выпускниками средней школы
высшего учебного заведения, от их личностно значимой заинтересованности
получить не вообще любое высшее гуманитарное образование (библиотечное, культурологическое,
педагогическое и т.д.), а именно конкретную профессию, о которой они имеют
верное и достаточно полное представление, которая отвечает жизненным установкам
и психофизиологическим особенностям каждого из субъектов, оканчивающих школу.
И вуз заинтересован не в
случайных абитуриентах. Это особенно очевидно в наше время, когда в мотивации
различных поступков (в том числе и в выборе специальности) все более стали
преобладать прагматизм, зависимость выбора деятельности от зарплаты. Культура в
этом плане не является самой притягательной сферой. Следовательно, именно в
этой области в наибольшей мере необходимо, чтобы школьников ориентировали
психологически, подготавливали к получению высшего образования в университете
культуры, других аналогичных вузах.
Школы Москвы и других
регионов России имеют определенный опыт довузовской работы со
старшеклассниками, направленной на их психологическую ориентацию в области
выбора профессии, требующей высшего образования.
Несколько лет назад
зародилось движение сотрудничества «школа - вуз». Интересен опыт МГУ, МИФИ,
МГТУ им. Баумана и др. высших учебных заведений.
Библиотечный факультет МГУК
также имеет положительные результаты работы в этом направлении. Свидетельство
тому - деятельность комплексов «школа - вуз» на базе школы №1098
Северо-Восточного округа г. Москвы, школ г. Химки, г. Долгопрудный Московской
области и др. Шестилетний опыт совместной работы школы №859 г. Москвы с
кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУК
подтверждает, что эта работа может быть плодотворной. Опыт этот заслуживает
специального исследования. Уже его первый этап показывает, что выпускники школы
№859, поступившие четыре года назад на библиотечный факультет, а ныне - его
выпускники, чувствуют себя уверенными в том, что полученная ими профессия
интересна, благоприятна для последующего роста. Во время недавней встречи
школьников с четверокурсниками студентка Надеина В. (бывшая выпускница школы
№859) сказала: «Я не раскаиваюсь в том, что четыре года назад выбрала для себя
этот путь. Учиться было удивительно интересно, а практика убедила в том, что выбор
мой не случаен. А самое главное, работа с детьми приносит радость. Я поняла,
что и дальше хочу учиться, чтобы детям со мной было интересно. Важна самоотдача,
а не зарплата.»
Концепция эксперимента
предусматривает следующие этапы довузовского специализированного образования
старшеклассников.
Первый этап -
общеразвивающий и общеориентационный. Его доминанта в том, чтобы заинтересовать
школьников, увлечь библиотечной работой. Содержание включает конкретные формы
изучения современного передового опыта лучших библиотек.
Второй этап -
профессионально и теоретически ориентированный на расширение представлений о
научных основах специального образования, о его специфике и связях с другими
профессиями в сфере культуры; подготавливающий будущих абитуриентов к
самообразованию в избранной профессии.
Эта концепция будет
уточняться в процессе последующей теоретической экспериментальной работы.
Особая задача состоит в том,
чтобы найти точки соприкосновения образования, воспитания и психологического
сопровождения развития личности будущего специалиста по библиотечной работе с
детьми и юношеством.
Мы рассматриваем
экспериментально проверенную довузовскую подготовку выпускников средней школы к
профессиональному библиотечному образованию как необходимое общеобразовательное
и психологическое условие осознанного выбора будущей профессии, отвечающей личностной
характеристике и самооценке выпускника средней школы.