Лукьянова О.Н.

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ КУРСОВ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

Библиографические курсы художественно-эстетического комплекса предназначены для студентов - специалистов гуманитарного профиля. В них объединены такие самостоятельные дисциплины, как «Издания художественно-эстетического комплекса», «Библиография художественной литературы и литературоведения», «Библиография искусства». Изучение соответствующих курсов должно обеспечить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками библиографирования и пропаганды публикаций произведений художественной литературы и искусства, литературоведческих и искусствоведческих работ.

Однако такие всеобъемлющие цели не могут быть  в полной мере реализованы при сокращении учебных дисциплин художественно-эстети-ческого комплекса.

Специфика комплексного курса «Библиография художественно-эстетического комплекса» заключена в объекте библиографической деятельности. Сфера художественной культуры представляет собой многоплановую деятельность в различных видах искусства (пространственные, временные, пространственно-временные искусства). Необходимо учитывать характерные особенности деятельности в области управления, практики, науки, о6разования и самообразования. Причем каждый из названных уровней предполагает использование разнообразных первичных документов. Это всевозможные типы и виды литературоведческих и искусствоведческих материалов, а также собственно произведения искусства: издания произведений художественной литературы, изопродукция, нотные записи, аудио, видео материалы и пр.

На основе конкретного вида деятельности в социокультурной сфере формируется свой состав потребителей первичной и вторичной документальной информации.

Специалисты и неспециалисты (широкая читательская аудитория) в сфере художественной культуры формируют сложную типологическую модель общественных потребностей в рекомендательной (популярной) и научно-вспомогательной библиографической информации.

В основе отраслевой библиографической деятельности лежат потребности, которые должны максимально полно удовлетворяться, а это возможно при наличии системы пособий, органов информации, отвечающих за их выпуск; методических центров; полиграфической базы; сети рекламных агентств; маркетинговых центров и т.д.

В соответствии с требованиями времени на ведущие органы информации в области художественной культуры возложены задачи как чисто информационного характера, так и научно-методического в области культуры и искусства. Так, «НИО Информкультура» РГБ отвечает за проведение работ по исследованию состояния и тенденций развития отраслей культуры и искусства путем систематического изучения, анализа и обобщения сведений, содержащихся в отечественной, зарубежной литературе и неопубликованных материалах; по подготовке, изданию и распространению библиографических, реферативных, обзорных и др. материалов, в том числе на машиночитаемых носителях и т.д.

Следовательно, для подготовки специалистов-библиографов гуманитарного профиля необходимо знание не только специфики объекта, типологии потребителей, разнообразия документов, готовой библиографической продукции, ее методических особенностей, но и глубокое изучение деятельности центров информации по культуре и искусству: их задач, проблем, перспектив развития. В противном случае будущий специалист не сможет представить организационно-функциональную модель отраслевой системы информации.

Непосредственная связь студентов с практической деятельностью, участие в работе информационных служб, консалтинговых центров в социокультурной сфере поможет им закрепить умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения в вузе.

Особый характер объекта библиографирования (художественная культура как многоплановое явление), растущие потребности в улучшении информирования различных групп населения требуют более глубокого освоения соответствующего учебного курса студентами гуманитарного профиля. В современных условиях гуманитаризации общества учебные планы данной специализации, должны быть более основательно, дополнены дисциплинами художествеино-эстетического профиля следует ввести курсы рекламы (теории, истории, современного состояния), информационного обеспечения маркетинговой деятельности. В рамках этой специализации возможна также подготовка квалифицированных кадров по связям с общественностью.

Таким образом, библиографические дисциплины художественно-эстетического комплекса являются связующим звеном в преподавании разнообразных курсов социокультурного направления и в подготовке специалистов гуманитарного профиля.

 

 

Hosted by uCoz