Лукьянова О.Н.
НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
КУРСОВ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА
Библиографические курсы
художественно-эстетического комплекса предназначены для студентов -
специалистов гуманитарного профиля. В них объединены такие самостоятельные
дисциплины, как «Издания художественно-эстетического комплекса», «Библиография
художественной литературы и литературоведения», «Библиография искусства».
Изучение соответствующих курсов должно обеспечить студентов теоретическими
знаниями и практическими навыками библиографирования и пропаганды публикаций
произведений художественной литературы и искусства, литературоведческих и
искусствоведческих работ.
Однако такие всеобъемлющие
цели не могут быть в полной мере
реализованы при сокращении учебных дисциплин художественно-эстети-ческого
комплекса.
Специфика комплексного курса
«Библиография художественно-эстетического комплекса» заключена в объекте
библиографической деятельности. Сфера художественной культуры представляет
собой многоплановую деятельность в различных видах искусства (пространственные,
временные, пространственно-временные искусства). Необходимо учитывать
характерные особенности деятельности в области управления, практики, науки,
о6разования и самообразования. Причем каждый из названных уровней предполагает
использование разнообразных первичных документов. Это всевозможные типы и виды
литературоведческих и искусствоведческих материалов, а также собственно
произведения искусства: издания произведений художественной литературы,
изопродукция, нотные записи, аудио, видео материалы и пр.
На основе конкретного вида
деятельности в социокультурной сфере формируется свой состав потребителей
первичной и вторичной документальной информации.
Специалисты и неспециалисты
(широкая читательская аудитория) в сфере художественной культуры формируют
сложную типологическую модель общественных потребностей в рекомендательной
(популярной) и научно-вспомогательной библиографической информации.
В основе отраслевой библиографической
деятельности лежат потребности, которые должны максимально полно
удовлетворяться, а это возможно при наличии системы пособий, органов
информации, отвечающих за их выпуск; методических центров; полиграфической
базы; сети рекламных агентств; маркетинговых центров и т.д.
В соответствии с
требованиями времени на ведущие органы информации в области художественной
культуры возложены задачи как чисто информационного характера, так и
научно-методического в области культуры и искусства. Так, «НИО Информкультура»
РГБ отвечает за проведение работ по исследованию состояния и тенденций развития
отраслей культуры и искусства путем систематического изучения, анализа и обобщения
сведений, содержащихся в отечественной, зарубежной литературе и
неопубликованных материалах; по подготовке, изданию и распространению
библиографических, реферативных, обзорных и др. материалов, в том числе на машиночитаемых
носителях и т.д.
Следовательно, для
подготовки специалистов-библиографов гуманитарного профиля необходимо знание не
только специфики объекта, типологии потребителей, разнообразия документов,
готовой библиографической продукции, ее методических особенностей, но и
глубокое изучение деятельности центров информации по культуре и искусству: их
задач, проблем, перспектив развития. В противном случае будущий специалист не
сможет представить организационно-функциональную модель отраслевой системы
информации.
Непосредственная связь
студентов с практической деятельностью, участие в работе информационных служб,
консалтинговых центров в социокультурной сфере поможет им закрепить умения и
навыки, приобретаемые в процессе обучения в вузе.
Особый характер объекта
библиографирования (художественная культура как многоплановое явление),
растущие потребности в улучшении информирования различных групп населения
требуют более глубокого освоения соответствующего учебного курса студентами
гуманитарного профиля. В современных условиях гуманитаризации общества учебные
планы данной специализации, должны быть более основательно, дополнены дисциплинами
художествеино-эстетического профиля следует ввести курсы рекламы (теории,
истории, современного состояния), информационного обеспечения маркетинговой
деятельности. В рамках этой специализации возможна также подготовка
квалифицированных кадров по связям с общественностью.
Таким образом,
библиографические дисциплины художественно-эстетического комплекса являются
связующим звеном в преподавании разнообразных курсов социокультурного
направления и в подготовке специалистов гуманитарного профиля.