Кравченко Е.Г.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

 

Становление рыночных отношений в системе российского образования породило необходимость специальной рекламы учреждений, технологий и услуг как в государственных, так и негосударственной сфере. Спрос на рынке труда на специалистов динамичен. Следовательно, необходимо динамично обновлять специальности и квалификации. Вузам культуры также пришлось искать новые формы привлечения абитуриентов. Одна из них - обучение студентов на коммерческой основе. Как показывает опыт, в перестройке нуждается организация учебного процесса, который необходимо постоянно корректировать, вести поиск более приемлемых форм и методов обучения, быстро реагировать на постоянные изменения на рынке труда, специалистов интенсивно и всесторонне совершенствовать подготовку.

Профессорско-преподавательским коллективом факультета управления и информатики МГУК разрабатываются новые квалификации, которые учитывают требования современного рынка труда и соответствуют современным образовательным стандартам. Отсутствие бюджетных средств обусловило тот факт, что обучение по новым квалификациям, в основном, ведется на платной основе, позволяя изыскивать средства на развитие новых направлений подготовки. Мировой опыт не подтверждает абсолютной бюджетной устойчивости государственных образовательных учреждений, а, следовательно, переход к платному образованию естественный процесс, составляющая рыночной экономики.

В настоящее время значительно выросло число вузов и количество предлагаемых ими специальностей и квалификаций. Для привлечения достаточного числа абитуриентов необходимо развивать содержательную рекламную деятельность, информировать потенциальных студентов обо всех направлениях деятельности вуза, формах и методах обучения. До недавнего времени сведения о наборе студентов освещались всего лишь в нескольких сборниках для поступающих, затем, в малом числе специализированных изданий. Каналов распространения информации об образовательных услугах великое множество. Их эффективность нуждается в специальном изучении. Проведением рекламной кампании должно заниматься структурное подразделение факультета, владеющее необходимыми методами и опытом, особенно в такой отрасли, как образование.

Существует несколько общеизвестных правил для проведения эффективной рекламной компании: предварительные маркетинговые исследования, правильный выбор средств распространения информации, выбор соответствующей аудитории, сроки проведения, адресная направленность, правильное составление рекламного обращения и т.д. Недостатками рекламных компаний государственных вузов являются их слабая разработанность, отсутствие финансовых средств на проведение, излишняя централизация деятельности и т.д.

В ходе пилотажного опроса студентов, поступивших в 1997 г. на первый курс факультета управления и информатики, установлено, что основной массой (2/3) абитуриентов выбор вуза был сделан, благодаря советам знакомых и родственников. В процессе исследования были опрошены 72 студента первого курса из 92 поступивших. Из них узнали о факультете и его квалификациях:

- от родственников и знакомых - 47;

- из справочника для поступающих, изданного факультетом

управления и информатики - 13;

- на консультации в приемной комиссии факультета - 5;

- из журналов, типа «Карьера и образование» - 5;

- из газеты «Аргументы и факты» - 1;

- из справочника о высших учебных заведений России - 1.

Несмотря на то, что перед набором абитуриентов в 1997/98 учебном году университетом была проведена дополнительная рекламная кампания, в целом поток студентов возрос незначительно. Это можно объяснить тем, что конкуренция становится более жесткой и возникает необходимость в поиске более эффективных методов рекламы. При отсутствии должной содержательной рекламы вуз в перспективе беззащитен в конкурентной борьбе.

 

 

Hosted by uCoz