Ключенко Т.И.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР СПРОСА

НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

В специальных публикациях неоднократно подчеркивалась очевидная зависимость уровня развития государства от качества информационного обеспечения всех сфер деятельности, развитости информационной и аналитической инфраструктуры. Передовые государства затрачивают большую часть национального дохода на развитие информационной культуры общества, образования и повышения профессионального уровня в современных проблемных областях информационных технологий, аналитических и экспертных приложений, интеллектуальных систем на компьютерной и сетевой технике.

Реакцией на эти тенденции является диверсификация библиотечно-информационного образования.

Сегодня на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусств готовят специалистов не только по специальности «Библиотековедение и библиографоведение», но и по специальностям «Информационные системы», «Документоведение и управление документальными ресурсами». Адаптация к рынку требует нового отношения к созидательности, конкуренции и в сфере образовательной политики, поскольку, как известно, основным фактором стабильного получения прибыли является обеспечение конкурентоспособности выпускаемого объекта, в частности специалистов.

До сих пор существующие учебники и учебные пособия по библиотечно-информационным специальностям не ориентировали на обеспечение конкурентоспособности объекта.

Конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. 

Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что он в данное время является лучшим мировым образцом.

Основными факторами конкурентоспособности объектов являются качество системы менеджмента фирмы, качество разработки (проекта) и создание (материализация) объекта, затраты конкретного потребителя на его приобретение и применение, степень удовлетворения дополнительных потребностей потребителя.

Весьма важно обеспечить высокое качество «входа» системы, так как при низком качестве «входа» и любом качестве процесса в системе качество ее «выхода» (конечного товара) будет низким.

Компонентами «входа» системы по подготовке специалистов библиотечно-информационного профиля являются:

1) информация, характеризующая требования потребителей к  аналогичным специалистам, параметры их профессиональной компетентности и организационно-технический уровень производства конкурентов, нормативы конкурентоспособности будущих специалистов образовательного учреждения, параметры информационной и аналитической инфраструктуры рынка и др.;

2) нормативно-методические документы вышестоящего уровня (феде-рального, муниципального) по различным аспектам управления образовательным учреждением;

3) материальные, трудовые, финансовые ресурсы.

При внедрении программ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным специальностям на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусств необходимо обратить особое внимание на состыковку этих программ таким образом, чтобы они были ориентированы на подготовку конкурентоспособных специалистов. При этом важно располагать необходимым потенциалом изменений, которые обеспечивали бы функционирование и, главное, развитие образовательной системы, способность ее элементов поддерживать и сохранять работоспособность системы в целом для мобильной адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

 

 

Hosted by uCoz