Кашаев Р.С.

 

ОБУЧАЮЩАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЕ»

 

Важнейшим условием совершенствования профессиональной подготовки библиотечных специалистов являются активизация творческой деятельности и компьютеризация учебного процесса. Использование компьютера в процессе обучения позволяет обеспечить:

а) визуализацию на экране изучаемых процессов и явлений;

б) оперативную обратную связь между обучаемым и компьютером;

в) индивидуальный темп работы обучаемого;

г) многопараметрическую систему контроля.

Внедрение ЭВМ требует разработки компьютерных обучающих программ по различным дисциплинам - автоматизированных обучающих систем (АОС).

Целью работы явилась разработка А0С по курсу «Математические методы в библиотечной работе».

Программа была реализована в программной среде FОХРRО. При заполнении некоторых баз данных (БД) была использована среда АМIРR0. Были созданы БД по темам: «Операции над множествами. Алгебра множеств», «Упорядочение информации по принципу бинарного дерева», «Бинарные отношения. Графы и матрицы». Сформированы БД «Разделы», «Вопросы», «Инструкция».

Главный принцип организации АОС состоит в достижении максимального качества уяснения знаний до перехода к обработке умений. Поскольку умения зависят от знаний, то ошибки в решениях задач свидетельствуют о пробелах в понимании. Контроль правильности в осуществлении учебных процедур и их корректировка представляют собой обратную связь процесса познания. Для правильного построения обратной связи надо знать, как виды корректирующих воздействий зависят от предполагаемых причин тех или иных действий обучаемого.

Отобранное полное содержание обучения можно представить в сжатой форме в виде ориентировочной основы действия (ООД), состоящей из знаний о предмете и знаний о действии. Схема ООД - краткое представление знаний - опора, которой можно пользоваться непосредственно в процессе действия.

Структуру обратной связи причин ошибок и корректирующих воздействий в разработанной АОС можно представить в виде схемы:

 

ПРИЧИНЫ ОШИБОК

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТБИЯ

Неполное уяснение знаний, т.е.

неполное понимание ООД

Неполное запоминание знаний

 

Непонимание нового знания

 

Слишком быстрое фиксирование перехода умения в навык

Ошибка по невнимательности

 

Незначительный пробел в знаниях при способности самостоятельно его восполнить

Неизвестный пробел в знаниях

 

 

Несколько возможных причин ошибок

 

Повторение ошибок

Вернуться к развернутому изложению знаний

Вернуться к действию с опорой на схему ООД

Провести ревизию исходного уровня обученности

Отменить или ослабить ограничения во времени

 

Реплика с указанием о наличии ошибки, повтор задания

Выдать правильный ответ и предложить самостоятельно найти ошибку, затем дать еще одно задание

Предложить обучаемому пошаговый ход решения, найти ошибочный шаг и дать соответствующее пояснение

Дать вопрос в форме множественного выбора и по каждому варианту представить разъяснения

Вернуться к уяснению знаний с дополнительным обсуждением ошибок

 

БД «Разделы» содержит обучающий текст к данному разделу, БД «Вопросы» - тексты задач по три варианта ответов, БД «Инструкция» - инструкцию, из которой обучаемый узнает о работе программы. Работа программы в режиме «обучение» может использоваться неоднократно для самостоятельной работы без участия преподавателя.

 

 

 

Hosted by uCoz