Калегина О.А.

 

ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Учебный план по специальности «Библиотековедение и библиография», составленный на основе Государственного стандарта высшего образования и внедряемый с 1997 г. на библиотечно-информационном факультете Казанской государственной академии культуры и искусств, создает новые возможности подготовки современного специалиста. Важнейшим условием реализации учебного плана является организация самостоятельной работы студентов. Она существенно увеличена и составляет от одной трети до половины всего времени, отводимого на освоение учебных дисциплин. Сложность заключается в том, что планирование нагрузки преподавателя не предусматривает увеличение часов на контроль за самостоятельной работой студента.

Усиление внеаудиторной работы студентов в новом учебном плане обусловило снижение аудиторной нагрузки до 27 часов в неделю, что составило половину возможного времени, затрачиваемого на обучение. Это свело ежедневные аудиторные занятия к 2,5 часам в день, что вызывает необходимость организации части самостоятельной работы под руководством преподавателя. Таким образом, возникает парадокс между необходимостью руководства СРС и возможностью его осуществления в рамках нагрузки преподавателя. Рассчитывать на обеспечение каждого студента комплектом заданий на СРС по всем дисциплинам в первое время невозможно вследствие слабой материально-технической базы академии.

Ситуация потребовала формирования иной системы самостоятельных занятий для студентов. На библиотечно-информационном факультете она традиционно имела форму практикумов по определенным дисциплинам. Например, по курсу «Обслуживание читателей» с 1988 г. внедрены практикумы по режиссуре массовых мероприятий и сценарному мастерству, культуре речи, художественному оформлению.  Они усиливают практическую подготовку студента, что очень важно при имеющихся сложностях в организации производственной практики. Система практикумов в новом учебном плане внедряется по всем основным дисциплинам специального, общепрофессионального, естественно-научного циклов. Помимо традиционных практикумов по обслуживанию читателей, библиографированию, литературоведению, преподаваемых более десяти лет, с 1997 г. вводятся практикумы по математике, информатике, библиотековедению, фондоведению, аналитико-синтетической обработке документов, менеджменту и др. дисциплинам. Условием их внедрения является сочетание с основным курсом, заключающееся в привитии студентам важнейших умений и навыков. Однако практикумы не исключают систему основных практических занятий, а дополняют ее с учетом современного развития библиотечно-информационных учреждений. Например, кроме традиционных практикумов и практических занятий по дисциплине «Обслуживание читателей», планируется проведение практикума по обслуживанию пользователей в условиях развития телекоммуникационных сетей, что существенно дополняет практическую подготовку будущего специалиста.

Организационное решение, принятое на факультете, позволяет оптимально сочетать самостоятельную работу студента и контроль со стороны преподавателя. Предполагается включать занятия по практикумам в расписание сверх 27 часов в неделю в рамках дополнительной подготовки, на которую отводится в ГОСТе значительное количество часов. Это позволяет запланировать руководство данным видом подготовки преподавателю и завершить выполнение СРС обязательной итоговой контрольной работой.

Необходима большая подготовительная работа преподавателей кафедр по методическому обеспечению практикумов и СРС в целом, созданию кафедральных фондов методических материалов, расширению издательской и компьютерной базы факультета. Оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов, организация их самостоятельной работы существенно повлияет на качество получаемых студентами знаний, что является главным стимулом внедрения нового учебного плана, соответствующего современным требованиям подготовки специалиста.

 

 

 

Hosted by uCoz