Калегина О.А.
ВОЗМОЖНОСТИ
АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ НА
ОСНОВЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебный план по
специальности «Библиотековедение и библиография», составленный на основе
Государственного стандарта высшего образования и внедряемый с 1997 г. на
библиотечно-информационном факультете Казанской государственной академии
культуры и искусств, создает новые возможности подготовки современного
специалиста. Важнейшим условием реализации учебного плана является организация
самостоятельной работы студентов. Она существенно увеличена и составляет от
одной трети до половины всего времени, отводимого на освоение учебных дисциплин.
Сложность заключается в том, что планирование нагрузки преподавателя не
предусматривает увеличение часов на контроль за самостоятельной работой
студента.
Усиление внеаудиторной
работы студентов в новом учебном плане обусловило снижение аудиторной нагрузки
до 27 часов в неделю, что составило половину возможного времени, затрачиваемого
на обучение. Это свело ежедневные аудиторные занятия к 2,5 часам в день, что
вызывает необходимость организации части самостоятельной работы под руководством
преподавателя. Таким образом, возникает парадокс между необходимостью
руководства СРС и возможностью его осуществления в рамках нагрузки
преподавателя. Рассчитывать на обеспечение каждого студента комплектом заданий на
СРС по всем дисциплинам в первое время невозможно вследствие слабой материально-технической
базы академии.
Ситуация потребовала
формирования иной системы самостоятельных занятий для студентов. На
библиотечно-информационном факультете она традиционно имела форму практикумов
по определенным дисциплинам. Например, по курсу «Обслуживание читателей» с 1988
г. внедрены практикумы по режиссуре массовых мероприятий и сценарному мастерству,
культуре речи, художественному оформлению.
Они усиливают практическую подготовку студента, что очень важно при
имеющихся сложностях в организации производственной практики. Система
практикумов в новом учебном плане внедряется по всем основным дисциплинам
специального, общепрофессионального, естественно-научного циклов. Помимо
традиционных практикумов по обслуживанию читателей, библиографированию,
литературоведению, преподаваемых более десяти лет, с 1997 г. вводятся
практикумы по математике, информатике, библиотековедению, фондоведению,
аналитико-синтетической обработке документов, менеджменту и др. дисциплинам.
Условием их внедрения является сочетание с основным курсом, заключающееся в
привитии студентам важнейших умений и навыков. Однако практикумы не исключают
систему основных практических занятий, а дополняют ее с учетом современного
развития библиотечно-информационных учреждений. Например, кроме традиционных
практикумов и практических занятий по дисциплине «Обслуживание читателей»,
планируется проведение практикума по обслуживанию пользователей в условиях
развития телекоммуникационных сетей, что существенно дополняет практическую
подготовку будущего специалиста.
Организационное решение,
принятое на факультете, позволяет оптимально сочетать самостоятельную работу
студента и контроль со стороны преподавателя. Предполагается включать занятия
по практикумам в расписание сверх 27 часов в неделю в рамках дополнительной
подготовки, на которую отводится в ГОСТе значительное количество часов. Это
позволяет запланировать руководство данным видом подготовки преподавателю и
завершить выполнение СРС обязательной итоговой контрольной работой.
Необходима большая
подготовительная работа преподавателей кафедр по методическому обеспечению
практикумов и СРС в целом, созданию кафедральных фондов методических
материалов, расширению издательской и компьютерной базы факультета. Оптимальное
сочетание аудиторной и внеаудиторной нагрузки студентов, организация их самостоятельной
работы существенно повлияет на качество получаемых студентами знаний, что
является главным стимулом внедрения нового учебного плана, соответствующего
современным требованиям подготовки специалиста.