Исаченкова А.И., Чуприн К.П.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В

СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 

Информационные ресурсы общества представлены в документированной и/или недокументированной форме. В подготовке кадров для учреждений документально-информационной сферы решающее значение имеет документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе. Она является составной и важнейшей частью информационных ресурсов общества.

Исходя из системно-деятельностного подхода к определению состава документальных ресурсов, к ним можно отнести: массивы и потоки первичных и вторичных (информационных) документов; субъекты и процессы документальной деятельности и различные виды документационных услуг. Их функционирование обусловлено динамично меняющимися потребностями общества в информации и внедрением новых информационных технологий.

Процессы информатизации общества способствовали тому, что многие вузы искусств и культуры Российской Федерации расширили диапазон специальностей и приступили к подготовке кадров для различных учреждений и информационных систем.

Факультет документально-информационных коммуникаций Пермского ГИИК, сохраняя классическое библиотечное образование, с 1996 г. ведет обучение студентов по новым специальностям («Информационные системы в социально-культурной сфере», «Документоведение и документационное обеспечение управления»). Специалистов данного профиля: библиотекарей-библиографов, документоведов-менеджеров и информатиков-референтов объединяет не только система учреждений социальной коммуникации, но и сам объект профессиональной деятельности (различные виды документальных источников и различные виды информации).

Особенностью новых учебных планов по блоку специальных дисциплин и дисциплин специализации является их содержательная (дисципли-нарная) интеграция, позволяющая обогатить процесс подготовки студентов по всем специальностям факультета. Такие учебные дисциплины, как «Документоведение», «Системы документации», «АСОД», «Документное фондоведение», «Отраслевые документально-информацион-ные ресурсы», «Мировые информационные ресурсы и сети», а также курсы «Библиотеко-ведение»», «Библиографоведение», «Архивоведение», «Музееведение», «Социальные коммуникации» и другие способствуют практическому освоению и теоретическому осмыслению всего комплекса документальных ресурсов общества.

Студенты факультета углубленно изучают состав и структуру различных видов документальных ресурсов, их специфику и особенности функционирования в разных коммуникационных каналах. В рамках аудиторных занятий невозможно во всей полноте представить и изучить документальные ресурсы всех учреждений социальной сферы как в печатном виде, так и на электронных носителях. Поэтому ознакомление с ними происходит через систему лабораторных занятий, экскурсий, учебной и производственной практики в документально-информационных учреждениях (библиотеки, органы информации, архивы, музеи, документационные службы управления).

На практических занятиях детально отрабатывается весь технологический комплекс работы с документальными источниками информации: от аналитико-синтетической обработки до хранения, использования и распространения. При изучении комплекса общих и специальных (отрасле-вых) документально-информационных ресурсов используется методика сравнительного, фасетно-блочного, библиометрического анализа, прово-дится информационный мониторинг документальных потоков. Работая с проблемно-тематическими базами данных (полнотекстовыми, документографическими, фактографическими), мультимедиа, с электронной почтой, студенты осваивают новые технологии, расширяя свои представления о многообразии носителей документированной информации.

Многоаспектное изучение документальных ресурсов общества обеспечивается не только кафедрами документоведения и библиографии, библиотековедения, информатики и информационных технологий, но и общенаучными кафедрами. Педагоги стремятся осуществить профилирование преподавания с учетом новых специальностей и учебных курсов.

Процессы информатизации в учреждениях документально-информа-ционной сферы выдвигают новые требования к подготовке специалистов соответствующего профиля. Поэтому перед факультетом и кафедрами стоит сложнейшая задача подготовки профессионалов, способных в условиях формирующегося информационного общества эффективно использовать имеющиеся отечественные и зарубежные документальные ресурсы для обеспечения разнообразных информационных потребностей пользователей.

 

 

Hosted by uCoz