Исаченкова А.И., Чуприн К.П.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В
СИСТЕМЕ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
СФЕРЫ
Информационные ресурсы
общества представлены в документированной и/или недокументированной форме. В
подготовке кадров для учреждений документально-информационной сферы решающее
значение имеет документированная информация, зафиксированная на любом материальном
носителе. Она является составной и важнейшей частью информационных ресурсов общества.
Исходя из
системно-деятельностного подхода к определению состава документальных ресурсов,
к ним можно отнести: массивы и потоки первичных и вторичных (информационных)
документов; субъекты и процессы документальной деятельности и различные виды
документационных услуг. Их функционирование обусловлено динамично меняющимися
потребностями общества в информации и внедрением новых информационных технологий.
Процессы информатизации
общества способствовали тому, что многие вузы искусств и культуры Российской
Федерации расширили диапазон специальностей и приступили к подготовке кадров
для различных учреждений и информационных систем.
Факультет
документально-информационных коммуникаций Пермского ГИИК, сохраняя классическое
библиотечное образование, с 1996 г. ведет обучение студентов по новым
специальностям («Информационные системы в социально-культурной сфере»,
«Документоведение и документационное обеспечение управления»). Специалистов
данного профиля: библиотекарей-библиографов, документоведов-менеджеров и информатиков-референтов
объединяет не только система учреждений социальной коммуникации, но и сам
объект профессиональной деятельности (различные виды документальных источников
и различные виды информации).
Особенностью новых учебных
планов по блоку специальных дисциплин и дисциплин специализации является их
содержательная (дисципли-нарная) интеграция, позволяющая обогатить процесс
подготовки студентов по всем специальностям факультета. Такие учебные
дисциплины, как «Документоведение», «Системы документации», «АСОД»,
«Документное фондоведение», «Отраслевые документально-информацион-ные ресурсы»,
«Мировые информационные ресурсы и сети», а также курсы «Библиотеко-ведение»»,
«Библиографоведение», «Архивоведение», «Музееведение», «Социальные
коммуникации» и другие способствуют практическому освоению и теоретическому
осмыслению всего комплекса документальных ресурсов общества.
Студенты факультета
углубленно изучают состав и структуру различных видов документальных ресурсов,
их специфику и особенности функционирования в разных коммуникационных каналах.
В рамках аудиторных занятий невозможно во всей полноте представить и изучить
документальные ресурсы всех учреждений социальной сферы как в печатном виде,
так и на электронных носителях. Поэтому ознакомление с ними происходит через
систему лабораторных занятий, экскурсий, учебной и производственной практики в
документально-информационных учреждениях (библиотеки, органы информации,
архивы, музеи, документационные службы управления).
На практических занятиях
детально отрабатывается весь технологический комплекс работы с документальными
источниками информации: от аналитико-синтетической обработки до хранения,
использования и распространения. При изучении комплекса общих и специальных
(отрасле-вых) документально-информационных ресурсов используется методика
сравнительного, фасетно-блочного, библиометрического анализа, прово-дится
информационный мониторинг документальных потоков. Работая с
проблемно-тематическими базами данных (полнотекстовыми, документографическими,
фактографическими), мультимедиа, с электронной почтой, студенты осваивают новые
технологии, расширяя свои представления о многообразии носителей документированной
информации.
Многоаспектное изучение
документальных ресурсов общества обеспечивается не только кафедрами документоведения
и библиографии, библиотековедения, информатики и информационных технологий, но
и общенаучными кафедрами. Педагоги стремятся осуществить профилирование
преподавания с учетом новых специальностей и учебных курсов.
Процессы информатизации в
учреждениях документально-информа-ционной сферы выдвигают новые требования к
подготовке специалистов соответствующего профиля. Поэтому перед факультетом и
кафедрами стоит сложнейшая задача подготовки профессионалов, способных в
условиях формирующегося информационного общества эффективно использовать
имеющиеся отечественные и зарубежные документальные ресурсы для обеспечения разнообразных информационных
потребностей пользователей.