Дунаева Т.Г.

 

ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ПОРОГЕ ХХI В.

 

Жесткая материалистическая научно-философская парадигма, существовавшая в XIX-XX вв., реализовалась в сугубо технократический стиль мышления, агрессивное освоение природы для удовлетворения непрерывно растущих потребностей человека, что завело общество в состояние кризиса, связанного с нарушением отношений между человечеством и средой его обитания. Особенно опасным для Природы оказались научные достижения в области сверхвысоких технологий, энергии и скоростей. Яркий пример тому - в результате научного открытия атомного распада и ядерного синтеза вся планета оказалась перед угрозой атомной и ядерной катастрофы. «Ядерную зиму» пока удаюсь отсрочить с помощью договора о запрещении оружия массового уничтожения.

В 70-х гг. независимые ученые мира (члены Римского клуба) обнародовали прогнозы о грозящей глобальной катастрофе, связанной с недопустимым для жизни загрязнением среды. Однако, несмотря на экологический кризис, маховик технического прогресса продолжает раскручиваться все быстрее: увеличиваются вещественные отходы химического и сельскохозяйственного производства, электромагнитное и радиационное загрязнение, недопустимых пределов достигает фоновый шум в городах.

Теперь в структуре кризиса появилась еще более опасная, духовно-психологическая составляющая. Кризис стал не просто экологическим, а нравственно-экологическим (Н.Н. Моисеев «Современный рационализм».-М.,1996). Сегодня возникла проблема биоэтики, связанная с научными достижениями в области клонирования человека. По мнению проф. МГУ В.В. Налимова неприятные сюрпризы обществу преподнесет и информационно-компьютерный бум. Ребенок, просидевший вместо библиотечного зала или музея, вместо игр на воздухе, или чтения поэтических сказок у персонального компьютера или у ТВ-ящика с сексшоу-бизнесом и стрельбой инопланетян в телевизионных программах, проповедующих хищный рыночный мир, антикультуру, жажду власти и денег, психологически опасную рекламу, не будет способен творить то, что нужно сегодня и завтра планете Земля, ее психосфере.

Понятие «психосфера планеты», по мнению В.Н. Волченко, обозначает совокупность коллективного сознания всех систем (в том  числе человека) Планеты Земля. Это - менталитет Земли как живого организма, ее душа и разум. Никакой мистики здесь нет, так как мир сознания в современной фундаментальной и прикладной физике столь же реален, как материальный мир физических объектов. В аспекте эволюции приоритетность информации (сознания) перед вещественным миром не вызывает серьезных сомнений.

Вновь возникшее научное направление - «Биоэнергоинформатика» рассматривает Вселенную, включая и вещественный, и «тонкий» мир, как сверхсложную живую систему. Источником и регулятором жизни во Вселенной является такая субстанция, как информационное или биологическое поле Вселенной (В. Н. Пушкин). Это - та живительная сила, тот неуловимый пока приборами дух, который пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем. Более того, это не просто огромный банк информации обо всем во все времена, но и современнейший разум. Мыслители и исследователи для обозначения субстанции, названной информационным полем Вселенной, употребляют термины Мировой разум, Мировое сознание, Вселенская воля, Космическое знание или просто Космос. Причем, информационное поле Вселенной имеет волновую голографическую природу. Частями (сгустками) этого единого голографического поля являются формы-голограммы живых объектов, неживых объектов, а также образов восприятия. Все эти три группы форм-голограмм являются равноправными, реально существующими. Форма-голограмма без веществ - это образ восприятия, который может быть создан мышлением любого человека. Этот образ реально существует как форма-голограмма живого или неживого объекта и реально участвует на равных во всех взаимодействиях в природе. Следовательно, безнравственные мысли, поступки, действия вызывают болезнь не только в психосфере Земли, но оказывают отрицательное воздействие на всю Вселенную, как сверхсложную живую систему.

На извечный вопрос: что делать сегодня для предотвращения «Нравственно-экологической Зимы», можно ответить: надо менять парадигму в системе человек-наука-природа, признать единство Мира, пронизанного идеей синергии Тела а Духа, материи и сознания и учить будущих специалистов на базе этой новой парадигмы.

Некоторые ученые (В.Н. Волченко) предлагают ввести в учебный процесс такие дисциплины как «Гуманитарная экология», «Этика и безопасность психосферы в условиях широкого использования компьютерных систем», создать духовно-экологический международный союз, одной из задач которого должна стать разработка путей развития цивилизации и выхода ее из нравственно-экологической катастрофы на основе новых общенаучных подходов и действенной связи между Наукой и Религией.

Надо начать также с духовно-экологического просвещения, с возрождения классической культуры и библиотек, музеев и клубов - хранителей культуры. Особая роль принадлежит деятелям искусства в духовном развитии общества, так как искусство несомненно выше науки как ипостась культуры.

Вузы культуры и искусств, в том числе библиотечно-информа-ционные факультеты, могут внести существенный вклад для ограничения всевластия рекламного и шоу-бизнеса, влияния массовой антикультуры, нравственного распада, которые пропагандируются через телевидение, кино и др. средства массовой информации путем подготовки специалистов с достаточно устойчивым и стабильным духовно-интеллектуальным потенциалом, способных бороться за гармоничное, духовное развитие людей, за сохранение их здоровья.

 

Hosted by uCoz