Гусева Э.П.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВУЗОВ И ССУЗОВ КУЛЬТУРЫ

Как известно, все специалисты в ходе своей профессиональной деятельности испытывают давление тенденции дисквалификации. Нейтрализуют или ослабляют ее действие через систему переподготовки и повышение квалификации, помогающую избегать профессиональной деградации.

Для преподавателей вузов и ссузов эта проблема является особенно ответственной и сложной. Педагог в своей деятельности призван, прежде всего, реализовать принцип опережающего учения. Данная проблема обостряется в связи с тем, что , как правило, преподаватель профессиональных дисциплин не имеет возможности приобщиться к передовому опыту коллег, ибо в обычных случаях он единственный, кто ведет конкретную учебную дисциплину. В пределах учебного заведения, даже населенного пункта ему чаще всего не к кому обратиться за помощью.

Ранее существовала определенная система повышения квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений культуры, куда входили специальные институты или факультеты повышения квалификации при вузах. Ведущим был ФПКП при МГУК.

Обучение преподавателей проводилось с отрывом (от 2-х недель до 6 месяцев) от производства или в вечернее время. По окончании курсов слушатели получали свидетельство (программа до 72 часов), удостоверение (программа до 260 часов) или диплом о профессиональной переподготовке (программа от 500 часов). До 1995 г. наличие документа о повышении квалификации было необходимо каждому преподавателю при прохождении переаттестации, осуществляемой регулярно раз в 5 лет.

Преподаватели были обязаны пройти повышение квалификации и государство выделяло на это большие средства. Все вузы и ссузы культуры имели возможность направить нескольких преподавателей в год на ФПКП соответствующего института. Повышение квалификации проводилось как для преподавателей-предметников, так и для руководителей подразделений (заведующие кафедрами, деканы, зав. отделениями и т.д.).

Переход на новые экономические отношения в стране повлек к изменениям в структуре системы повышения квалификации преподавателей. Перестали финансироваться ФПК. Они стали закрываться или заниматься другой, хотя и образовательной, но коммерческой деятельностью. Повышение квалификации преподавателей не возродилось ныне. Вузы и ссузы не в состоянии оплатить даже краткосрочный двухнедельный курс, не говоря уже о выплате командировочных, расходов на дорогу.

В настоящее время преподаватели в вузах культуры работают на контрактной основе. В договоре повышение квалификации не является обязательным пунктом, хотя каждый преподаватель должен иметь возможность воспользоваться той или иной формой повышения квалификации. Это может быть научно-исследовательская работа над кандидатской или докторской диссертацией, а также стажировка в других учебных заведениях, библиотеках, учреждениях культуры и не только в нашей стране, но и за рубежом. Промедление с восстановлением государственной системы повышения квалификации преподавателей вузов и ссузов культуры неизбежно приведет к профессиональной деградации многих из них, а вследствие этого к падению качества подготовки будущих специалистов в области культуры.

Hosted by uCoz