Громова О.В.

 

ВОПРОСЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

В КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА»

 

Человеческое общество претерпевает фундаментальные перемены в различных областях деятельности. Это касается и информационных структур, так как появляются новые способы создания, хранения, передачи и использования информации.

На кафедре компьютеризации и коммуникации МГУК читается курс «Информатика и математика», который, как следует из названия,  состоит из двух самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных и взаимозависимых разделов. Университетский уровень образования предполагает углубленное изучение информационных процессов на базе фундаментальных математических понятий. Опыт проведения учебных занятий свидетельствует о необходимости включения в курс таких вопросов, как постановка задачи, построение математической модели и разработка алгоритма. Этот материал является базой для успешного освоения последующих курсов: «ВТ и программирование», «Математическая статистика» и др.

Процесс решения любой практической задачи проходит целый ряд стадий или этапов, каждый из которых оказывает влияние на достоверность окончательного результата. Обычно первый этап начинается с описания исходных данных и целей задачи на языке строго определенных математических понятий. Точная формулировка условий и целей решения - это математическая постановка задачи. Выделяя наиболее существенные свойства реального объекта, исследователь описывает их с помощью математических отношений. Этот этап решения называется построением математической модели.

На втором этапе, осуществляется поиск метода решения задачи в рамках математической модели и строится  алгоритм. Далее, если речь идет о применении ЭВМ, происходит запись алгоритма на языке программирования, исполнение программы, и, наконец, завершающий этап решения задачи - анализ полученных результатов.

Наиболее важным и сложным для студентов гуманитарных вузов является второй этап - процесс построения алгоритма. Алгоритм представляет собой пошаговое описание целенаправленной деятельности того или иного рода, т.е. набор предписаний, которые должны выполняться в точно указанной последовательности. Он может быть выражен в устной форме, записан в виде текста, схем или непосредственно исполняемых действий. Алгоритмы необходимы при решение различного рода задач, в том числе связанных с обработкой и хранением в систематизированном виде информации большого объема. В качестве примера можно привести библиотечные процессы, включающие сбор, хранение, организацию информации и представление ее в удобной для дальнейшего использования форме. Можно утверждать, что развитие навыков алгоритмизации полезно любому человеку в обществе и необходимо вне зависимости от того, используется ли им компьютер, калькулятор, карандаш, бумага или какое-либо другое вспомогательное средство для решения практических и др. задач.

Процесс обучения студентов библиотечных факультетов навыкам алгоритмизации предлагается  разбить на три этапа:

1. Описание библиотечных процессов в виде алгоритмов.

2. Разработка алгоритмов и использование связанных с ними понятий для решения практически значимых задач.

3. Анализ и отладка разработанных алгоритмов .

Формирование навыков алгоритмизации можно осуществлять на основе использования самых различных видов заданий. Например, расположение книг в алфавитном порядке (сортировка), поиск нужной книги в библиотеке, табличное и графическое представление данных, поиск нужной информации в книге, анализ данных опроса общественного мнения и т.д.

Таким образом, освоив принципы алгоритмизации, студенты смогут сосредоточить свое внимание на основных моментах, связанных с формированием алгоритмического мышления, а не на усвоении синтаксиса языка программирования.

 

 

Hosted by uCoz