Горбачева В.А.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
НА ПОРОГЕ XXI В.
Какие бы изменения ни произошли в обозримом будущем, преподаватель всегда будет ключевой фигурой учебного процесса вуза, как, впрочем, и любого другого учебного заведения. Поэтому проблема качественных характеристик преподавателя дисциплин профессиональной специализации библиотечного факультета сохранит свою актуальность и в принципиально новой среде информатизированного общества, когда будет достигнут высокий уровень компьюникации учебного процесса.
Очевидно, что и в условиях
коренного изменения содержания, методики, организации и техники учебного
процесса, симптомы чего наблюдаются на передовых факультетах уже в настоящее
время, ряд требований, предъявляемых к преподавателю, останется принципиально
неизменным. Это касается, прежде всего, педагогической и психологической
подготовки самого педагога, а также уровня его профессиональных знаний по преподаваемой
дисциплине.
Цели учебного процесса
требуют, чтобы преподаватель был педагогом в самом строгом смысле данного
понятия. Он должен в полном объеме владеть педагогикой высшей школы,
психолого-педагогическими основами обучения в вузе, методикой проведения
различных видов учебных занятий, начиная с лекции и кончая производственной
практикой. Указанное требование в системе высшего
библиотечно-библиографического образования не игнорируется вовсе, но и не
выполняется в должной мере. Некоторая часть преподавателей библиотечных
факультетов глубокой психолого-педагогической подготовки не имеет. В лучшем
случае контингент преподавателей пополняется за счет выпускников аспирантуры.
Нет системы их психолого-педагогической подготовки. Канула в прошлое система повышения
квалификации преподавателей, ранее успешно действовавшая при МГУК. Дальнейшее
развитие высшего библиотечно-библиографичес-кого образования будет невозможно
без эффективного решения проблемы психолого-педагогического образования
преподавательского состава.
Самым высоким критериям должен
отвечать преподаватель и в плане профессионального владения не только теорией,
но и практикой библиотечного дела. Преподаватель - это и профессионал высшей
квалификации в области библиотечного дела. Практика пополнения
преподавательских кадров за счет выпускников аспирантуры, не имеющих
достаточного опыта библиотечной работы, изначально порочна. Библиотековедение -
это не «чистая» математика. Это прикладная в основном наука. Вот почему на
пороге XXI в. остро стоит вопрос о серьезнейшем углублении связи преподавания с
библиотечной практикой. Уже в настоящее время нужен комплекс мероприятий,
который помог бы соответствующей части контингента вузовских преподавателей
перестроить учебный процесс так, чтобы он органически неразрывно был связан с
передовой библиотечной практикой, служил практике и исходил из ее текущих и
перспективных задач.
В то же время следует
ожидать появления принципиально новых требований к преподавателю, которые будут
обусловлены компьюникацией учебного процесса. Компьюникация как комплексное
использование в учебном процессе новейшей вычислительной техники, новейших
носителей информации и новейшей техники связи остро поставит вопрос о высоком
уровне владения преподавателем персональной ЭВМ, умении профессионально
использовать в учебных целях Internet, Intranet и аналогичные «сети сетей»,
методике проведении компьютеризированных учебных занятий и т.п. Преподаватель
вынужден будет стать высококлассным специалистом в области новых информационных
технологий.
Таким образом, преподаватель
библиотечного факультета с неизбежностью должен стать носителем и воплощением
триады знаний: психолого-педагогических, профессионально-библиотечных и компьютерно-коммуникационных.
Только при этом условии он сможет успешно выполнять свои сложные многогранные
функции в новом тысячелетии.