Горбачева В.А.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

НА ПОРОГЕ XXI В.

 

Какие бы изменения ни произошли в обозримом будущем, преподаватель всегда будет ключевой фигурой учебного процесса вуза, как, впрочем, и любого другого учебного заведения. Поэтому проблема качественных характеристик преподавателя дисциплин профессиональной специализации библиотечного факультета сохранит свою актуальность и в принципиально новой среде информатизированного общества, когда будет достигнут высокий уровень компьюникации учебного процесса.

Очевидно, что и в условиях коренного изменения содержания, методики, организации и техники учебного процесса, симптомы чего наблюдаются на передовых факультетах уже в настоящее время, ряд требований, предъявляемых к преподавателю, останется принципиально неизменным. Это касается, прежде всего, педагогической и психологической подготовки самого педагога, а также уровня его профессиональных знаний по преподаваемой дисциплине.

Цели учебного процесса требуют, чтобы преподаватель был педагогом в самом строгом смысле данного понятия. Он должен в полном объеме владеть педагогикой высшей школы, психолого-педагогическими основами обучения в вузе, методикой проведения различных видов учебных занятий, начиная с лекции и кончая производственной практикой. Указанное требование в системе высшего библиотечно-библиографического образования не игнорируется вовсе, но и не выполняется в должной мере. Некоторая часть преподавателей библиотечных факультетов глубокой психолого-педагогической подготовки не имеет. В лучшем случае контингент преподавателей пополняется за счет выпускников аспирантуры. Нет системы их психолого-педагогической подготовки. Канула в прошлое система повышения квалификации преподавателей, ранее успешно действовавшая при МГУК. Дальнейшее развитие высшего библиотечно-библиографичес-кого образования будет невозможно без эффективного решения проблемы психолого-педагогического образования преподавательского состава.

Самым высоким критериям должен отвечать преподаватель и в плане профессионального владения не только теорией, но и практикой библиотечного дела. Преподаватель - это и профессионал высшей квалификации в области библиотечного дела. Практика пополнения преподавательских кадров за счет выпускников аспирантуры, не имеющих достаточного опыта библиотечной работы, изначально порочна. Библиотековедение - это не «чистая» математика. Это прикладная в основном наука. Вот почему на пороге XXI в. остро стоит вопрос о серьезнейшем углублении связи преподавания с библиотечной практикой. Уже в настоящее время нужен комплекс мероприятий, который помог бы соответствующей части контингента вузовских преподавателей перестроить учебный процесс так, чтобы он органически неразрывно был связан с передовой библиотечной практикой, служил практике и исходил из ее текущих и перспективных задач.

В то же время следует ожидать появления принципиально новых требований к преподавателю, которые будут обусловлены компьюникацией учебного процесса. Компьюникация как комплексное использование в учебном процессе новейшей вычислительной техники, новейших носителей информации и новейшей техники связи остро поставит вопрос о высоком уровне владения преподавателем персональной ЭВМ, умении профессионально использовать в учебных целях Internet, Intranet и аналогичные «сети сетей», методике проведении компьютеризированных учебных занятий и т.п. Преподаватель вынужден будет стать высококлассным специалистом в области новых информационных технологий.

Таким образом, преподаватель библиотечного факультета с неизбежностью должен стать носителем и воплощением триады знаний: психолого-педагогических, профессионально-библиотечных и компьютерно-коммуникационных. Только при этом условии он сможет успешно выполнять свои сложные многогранные функции в новом тысячелетии.

 

 

Hosted by uCoz