Абалимова Т.В., Водолазская А.Я.
СИСТЕМА «ВУЗ -
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ»:
ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Содержание
библиотечно-библиографического образования носило и носит дискуссионный
характер. Одной из проблем, которая не перестает волновать библиотечную общественность
является взаимоотношение системы профессионального образования и повышения
квалификации. В центре внимания постоянно находятся вопросы построения СПК, ее
функции, кто должен заниматься повышением квалификации сотрудников небиблиотечных
профессий и др. Сегодня эти проблемы стоят особенно остро, так как стремительно
меняются функции, технология и структура библиотек и СПК должна успевать за
всеми изменениями и приспосабливаться к требованиям времени.
В нынешней системе
профессионального образования также происходят серьезные перемены, наблюдается
тяга к узкой специализации (например, в столичных вузах их число выросло до
15), что, несомненно, приводит к размыванию фундаментальной подготовки будущих
специалистов. Библиотека как производство не в состоянии обеспечить точное
«попадание» таких специалистов на рабочие места, поэтому им придется сразу же
переучиваться в СПК или получать знания путем самообразования. Причем в этом
случае переучивать людей гораздо сложнее, чем специализироваться по определенному
направлению, имея за плечами фундаментальную общеобразовательную базу, что
подтверждает и японский опыт подготовки кадров, с обязательной их «доводкой» по
месту работы.
Не случайно поэтому
появилась идея открытия ИПК при вузах, осуществляющих профессиональную
подготовку. Неоднозначно воспринята лицами, вовлеченными в его реализацию. По
мнению библиотечных работников, передача функций повышения квалификации вузам
ущемляет права головных методических центров и курсов повышения квалификации,
существующих при Министерствах культуры с 1968 г. На наш взгляд, это не совсем
так, поскольку система «вуз - повышение квалификации» не может функционировать
без участия крупнейших библиотек и органов управления культурой региона.
Именно они определяют
специализацию и контингенты обучающихся в ИПК, накапливают передовой опыт в
своей сфере, располагают значительной информационной и материально-технической
базой, вплоть до издательств. Кроме того, наиболее квалифицированные
специалисты могут и должны быть привлечены к преподавательской деятельности в
ИПК.
Преимущества же изменения
статуса СПК несомненны. ИПК позволяет поднять данную систему на более высокий
уровень. В рамках взаимодействия ИПК с вузами появляется возможность подготовки
специалистов для новых структурных образований библиотеки (отделов маркетинга,
социологического, специализированных филиалов, музеев книги и т.д.), оказания
помощи библиотекарям в овладении новыми технологиями, причем на высоком
теоретическом уровне.
Объем программ в 150 час. и
более, получение соответствующего документа подтверждают право обучающегося в
ИПК на повышение разряда по тарифной сетке, а, следовательно, и оклада. Данная
ситуация способствует изменению отношения к самой СПК, к содержанию ее денятельности.
Центральной проблемой в
связи с этим, является формирование целостных программ, позволяющих
библиотекарю получить подготовку по определенной технологии или направлению.
Так, например, разрабатывая программу для ИПК по национально-краеведческой
тематике, актуальной сегодня для всех массовых библиотек, мы включили в нее ряд
дисциплин, обеспечивающих глубокое, всестороннее обучение библиотекарей, осуществляющих
эту деятельность. Так, помимо основной дисциплины
«Библиотечно-библиографическое краеведение», сюда вошли такие курсы как:
«История края», «История библиотечной мысли Татарии», «Совре-менные проблемы
национальной библиографии», «Современная литературная жизнь Республики
Татарстан», «Формирование и использование фондов на национальных языках»,
«Краеведческое музееведение», «Исто-рия татарской книги». Этот перечень
дисциплин завершается курсом компьютерной грамотности.
ИПК имеет возможность
сформировать любую программу подготовки библиотечных кадров с учетом
регионального заказа. К этому есть все предпосылки. Система высшего
профессионального образования за последние годы сделала рывок в изменении его
качества, стартовой площадкой для которого стал стандарт на ВББО. С одной
стороны, значительно повысилась фундаментальная общеобразовательная подготовка
специалистов, с другой - вузы получили свободу в формировании специализаций,
учитывая нужды региона, используя научный потенциал своих преподавателей. В
связи с этим, наблюдается появление новых интересных специализаций, авторских
курсов и спецкурсов, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и изменениям,
происходящим в библиотеках. Например, на библиотечно-информационном факультете
КГАКИ студентам читаются различные авторские курсы, например: «Библиотечная
социология», «Пси-хология чтения», «Некоммерческий маркетинг в библиотеке»,
«Развитие библиотековедческой мысли в республиках Поволжья», «Литературный
музей в библиотеке: проблемы моделирования» и др. Все они могут быть
задействованы в СПК библиотечных кадров в соответствии с дифференциацией
слушателей и в различных сочетаниях. Гибкая система ИПК позволяет приглашать
для чтения отдельных курсов специалистов из др. вузов и головных библиотек.
Публикация текстов лекций, учебных практикумов, программ новых курсов и
спецкурсов предоставляет возможности для заимствования опыта коллег и его внедрения
в практику подготовки библиотечных кадров я вузе или ИПК. Ввод в оборот нового
научного знания (результатов НИР преподавателей вуза), широкое привлечение инновационного
опыта библиотек, использование передовых технологий обучения - все это
позволяет осуществлять мобильную и качественную подготовку и переподготовку
библиотекарей в рамках ИПК.
Система взаимодействия «вуз
- ИПК» вполне жизнеспособна и может быть реализована в самое ближайшее время во
всех регионах. Подобное образование начинает формироваться при КГАКИ.