Абалимова Т.В., Водолазская А.Я.

 

СИСТЕМА «ВУЗ - ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ»:

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Содержание библиотечно-библиографического образования носило и носит дискуссионный характер. Одной из проблем, которая не перестает волновать библиотечную общественность является взаимоотношение системы профессионального образования и повышения квалификации. В центре внимания постоянно находятся вопросы построения СПК, ее функции, кто должен заниматься повышением квалификации сотрудников небиблиотечных профессий и др. Сегодня эти проблемы стоят особенно остро, так как стремительно меняются функции, технология и структура библиотек и СПК должна успевать за всеми изменениями и приспосабливаться к требованиям времени.

В нынешней системе профессионального образования также происходят серьезные перемены, наблюдается тяга к узкой специализации (например, в столичных вузах их число выросло до 15), что, несомненно, приводит к размыванию фундаментальной подготовки будущих специалистов. Библиотека как производство не в состоянии обеспечить точное «попадание» таких специалистов на рабочие места, поэтому им придется сразу же переучиваться в СПК или получать знания путем самообразования. Причем в этом случае переучивать людей гораздо сложнее, чем специализироваться по определенному направлению, имея за плечами фундаментальную общеобразовательную базу, что подтверждает и японский опыт подготовки кадров, с обязательной их «доводкой» по месту работы.

Не случайно поэтому появилась идея открытия ИПК при вузах, осуществляющих профессиональную подготовку. Неоднозначно воспринята лицами, вовлеченными в его реализацию. По мнению библиотечных работников, передача функций повышения квалификации вузам ущемляет права головных методических центров и курсов повышения квалификации, существующих при Министерствах культуры с 1968 г. На наш взгляд, это не совсем так, поскольку система «вуз - повышение квалификации» не может функционировать без участия крупнейших библиотек и органов управления культурой региона.

Именно они определяют специализацию и контингенты обучающихся в ИПК, накапливают передовой опыт в своей сфере, располагают значительной информационной и материально-технической базой, вплоть до издательств. Кроме того, наиболее квалифицированные специалисты могут и должны быть привлечены к преподавательской деятельности в ИПК.

Преимущества же изменения статуса СПК несомненны. ИПК позволяет поднять данную систему на более высокий уровень. В рамках взаимодействия ИПК с вузами появляется возможность подготовки специалистов для новых структурных образований библиотеки (отделов маркетинга, социологического, специализированных филиалов, музеев книги и т.д.), оказания помощи библиотекарям в овладении новыми технологиями, причем на высоком теоретическом уровне.

Объем программ в 150 час. и более, получение соответствующего документа подтверждают право обучающегося в ИПК на повышение разряда по тарифной сетке, а, следовательно, и оклада. Данная ситуация способствует изменению отношения к самой СПК, к содержанию ее денятельности.

Центральной проблемой в связи с этим, является формирование целостных программ, позволяющих библиотекарю получить подготовку по определенной технологии или направлению. Так, например, разрабатывая программу для ИПК по национально-краеведческой тематике, актуальной сегодня для всех массовых библиотек, мы включили в нее ряд дисциплин, обеспечивающих глубокое, всестороннее обучение библиотекарей, осуществляющих эту деятельность. Так, помимо основной дисциплины «Библиотечно-библиографическое краеведение», сюда вошли такие курсы как: «История края», «История библиотечной мысли Татарии», «Совре-менные проблемы национальной библиографии», «Современная литературная жизнь Республики Татарстан», «Формирование и использование фондов на национальных языках», «Краеведческое музееведение», «Исто-рия татарской книги». Этот перечень дисциплин завершается курсом компьютерной грамотности.

ИПК имеет возможность сформировать любую программу подготовки библиотечных кадров с учетом регионального заказа. К этому есть все предпосылки. Система высшего профессионального образования за последние годы сделала рывок в изменении его качества, стартовой площадкой для которого стал стандарт на ВББО. С одной стороны, значительно повысилась фундаментальная общеобразовательная подготовка специалистов, с другой - вузы получили свободу в формировании специализаций, учитывая нужды региона, используя научный потенциал своих преподавателей. В связи с этим, наблюдается появление новых интересных специализаций, авторских курсов и спецкурсов, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и изменениям, происходящим в библиотеках. Например, на библиотечно-информационном факультете КГАКИ студентам читаются различные авторские курсы, например: «Библиотечная социология», «Пси-хология чтения», «Некоммерческий маркетинг в библиотеке», «Развитие библиотековедческой мысли в республиках Поволжья», «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования» и др. Все они могут быть задействованы в СПК библиотечных кадров в соответствии с дифференциацией слушателей и в различных сочетаниях. Гибкая система ИПК позволяет приглашать для чтения отдельных курсов специалистов из др. вузов и головных библиотек. Публикация текстов лекций, учебных практикумов, программ новых курсов и спецкурсов предоставляет возможности для заимствования опыта коллег и его внедрения в практику подготовки библиотечных кадров я вузе или ИПК. Ввод в оборот нового научного знания (результатов НИР преподавателей вуза), широкое привлечение инновационного опыта библиотек, использование передовых технологий обучения - все это позволяет осуществлять мобильную и качественную подготовку и переподготовку библиотекарей в рамках ИПК.

Система взаимодействия «вуз - ИПК» вполне жизнеспособна и может быть реализована в самое ближайшее время во всех регионах. Подобное образование начинает формироваться при КГАКИ.

 

 

Hosted by uCoz