Гиляревский Р.С.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА 
В ЭПОХУ ЭЛЕКТРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

        В мире происходит бурное развитие электронных коммуникаций, которое призвано существенно повысить эффективность всех сфер человеческой деятельности и обеспечить полноценное вхождение в информационное общество. Однако при этом возникают проблемы, связанные с традиционными ценностями работников информационной сферы, в первую очередь, библиотекарей. 
Появление все большего числа электронных изданий и БД заставило библиотеки приобретать и осваивать новую информационную технику, необходимую для работы с ними. А увеличение числа выходящих в мире печатных изданий - журналов, книг и т.п., безудержный рост цен на них и повсеместное сокращение ассигнований на содержание библиотек заставили библиотеки вступать в кооперацию друг с другом, объединяться в сети. Это делается с целью более рационального использования ресурсов (коорди-нация и кооперация подписки, развитие МБА, сокращение дублирования при каталогизации и т.д.). Поэтому сегодня перед библиотеками встает дилемма: направлять ли ограниченные средства на возможно более полное приобретение и хранение определенной литературы или расходовать их на передачу оцифрованных изображений статей и книг по каналам связи. Но решение этой проблемы не может опираться только на преимущества новой технологии и экономические соображения. Оно вынуждает нас серьезно продумать вопрос о функциях библиотеки, и особенно научной, в современном обществе. 
        Другая проблема возникает в связи с форматом представления информации. В реальном мире любое сообщение существует лишь в виде единства передаваемой в нем информации (содержания) и носителя, на котором эта информация записана с использованием определенной знаковой системы. Выбранный носитель влияет на записанную на нем информацию и ее восприятие потребителем. Сегодня эта проблема заслуживает более глубокого изучения. Мы рискуем утерять достижения книжной культуры, накопленной человечеством на протяжении тысячелетий. Это касается расположения текста на странице (или дисплее), типографских (компьютерных) шрифтов и многих других компонентов стиля изданий, наилучшим образом приспособленных к психофизиологическим особенностям восприятия человека. 
Вместе с тем электронная книга обладает рядом преимуществ перед традиционной формой книги в виде бумажного кодекса, которые не могут игнорироваться библиотекарями. В широком смысле электронная книга обладает многими возможностями «гиперсредств» (hypermedia) сочетать текст с аудио- и видеоматериалами, со стереозвуковыми и стереоскопическими эффектами, что придает ей черты динамичной и интерактивной книги. Ее можно не только читать, но и изменять, добавляя собственные наблюдения, размышления и результаты экспериментов. 
Усиленное внимание к информационным функциям библиотеки, особенно научной, отодвигает на второй план ее воспитательные и просветительные функции. Сейчас не принято подчеркивать, что библиотечная, как и любая другая информационная деятельность, не может не служить идеологическим оружием. В новых отечественных условиях провозглашается плюрализм мировоззрений и взглядов, и этика библиотекаря как будто предполагает идеологическую нейтральность. Но правильно ли это и, вообще, возможно ли это даже в государственных библиотеках, не говоря уже о партийных или частных? Электронные коммуникации как бы ослабляют остроту этой проблемы, но, с другой стороны, и осложняют ее, поскольку читатель начинает обходиться без посредника в лице библиотекаря или библиографа. Таким образом, мы теряем возможность непосредственного общения с читателем и возможности выявлять его интересы. А без этого трудно развивать библиотечное дело. 
        Не менее остры и экономические проблемы. Библиотечные услуги во всем мире бесплатны вот уже полтора столетия. Это одна из этических ценностей библиотечной профессии, но она начинает подвергаться сомнению в связи с возрастанием роли информационных услуг в научных библиотеках. Дело в том, что в результате интеллектуальной переработки информации возникает добавочная стоимость, которая в информационных центрах и сетях оплачивается потребителями. Вместе с тем все работники инфосферы провозглашают необходимость абсолютной доступности всех видов информации всем членам общес
Hosted by uCoz