Ильичева Л.С.

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ БИБЛИОТЕК

 И ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК

 

 Формирование информационного рынка в России обусловило новое отношение к источникам библиографической информации и библиографическим услугам как к товару особого рода, заставило библиотеки с позиций рыночной экономики пересмотреть содержание, организацию и технологию библиографической деятельности. В 90-е гг. центральные и региональные библиотеки стали осваивать механизм применения библиотечно-информационного маркетинга с целью изучения отечественного рынка информационных продуктов и услуг, определения своего места в нем как производителей, поставщиков и информационных посредников.

 Составление библиографических пособий и предоставление на их основе разнообразных библиографических услуг составляет важный компонент библиотечной работы, характер и объем которого зависят от вида и типа библиотеки, ее ведомственной, отраслевой и территориальной принадлежности, состава читателей. Несмотря на сложное материальное положение большинства российских библиотек, их слабое техническое оснащение и кадровые проблемы, тем не менее осуществляется процесс включения библиотек в единое информационное пространство на основе использования вычислительной техники и современных информационных технологий. Принята и реализуется федеральная программа «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети» - Либнет.

 Постепенно превращаясь в информационные центры, библиотеки вместе с тем не утрачивают своего специального социального назначения и качественного своеобразия, соединяя информационно-прагматические функции с просветительскими, культурно-досуговыми, социально-педаго-гическими и социально-реабилитационными. Именно в библиотеках сосредоточены основные библиографические ресурсы страны и каждого региона, обеспечивается их общедоступность, а также систематическая подготовка и дифференцированное использование текущих и ретроспективных источников библиографической информации среди всех слоев населения, начиная с детского возраста. Библиографические пособия и библиографические услуги библиотек ориентированы на обеспечение профессиональных, учебных и личностных потребностей, интересов и запросов потребителей информации. Но на информационном рынке они занимают пока небольшую долю и реализуются в весьма скромных размерах.

 Основная часть библиографической продукции библиотек распространяется в профессиональной среде - между библиотечно-библиографи-ческими учреждениями и органами научной информации. В розничную книготорговую сеть библиографические издания или их электронные аналоги поступают редко. Как предмет свободной купли-продажи они довольно часто оказываются неконкурентоспособными, так как не представляют необходимой потребительской ценности. Во многом это объясняется традиционно сохранившимся диктатом производителя (библиографа-профессионала), определяющим потребительские характеристики библиографического товара в ущерб приоритету запросов пользователей, реальных или потенциальных покупателей. Для продвижения библиографических продуктов и услуг слабо используются такие инструменты маркетинга, как реклама и связи с общественностью (паблик рилейшнз). Кроме того, в библиотеках недостаточно еще развита учебно-консультационная работа по повышению информационной культуры личности, привитию читателям навыков самостоятельного библиографического поиска.

 Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, библиотекам следует полнее осознать преимущества библиотечно-информационного, в том числе библиографического маркетинга, проводить маркетинговые исследования и активно использовать их результаты для совершенствования библиографической деятельности с учетом особенностей тех или иных сегментов информационного рынка.

 Маркетологическая подготовка библиотекарей-библиографов только начинается. Заметную роль в этом плане должны сыграть учебные заведения культуры и структуры дополнительного образования. К этой работе приступил библиотечно-информационный факультет МГУК. Здесь введен общепрофессиональный курс «Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг», читается курс по выбору «Маркетинговое планирование библиографической деятельности», изучаются основы информационного и библиотечного маркетинга.

 Дальнейшая теоретическая разработка и широкое изучение проблем библиографической деятельности в русле методологии маркетинга будут способствовать развитию рыночно ориентированного производства новых видов библиографических продуктов и услуг и обеспечению их стабильного присутствия на информационном рынке.

 

Hosted by uCoz