Пранулис Ю.В.

 

 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦБС

 

 Информатизация общества, формирование рыночных отношений обусловили активное применение некоммерческими бюджетными учреждениями маркетинговой концепции управления.

 Внедрение в 80-х - 90-х гг. в библиотечную практику платных услуг и переход на экономические методы управления библиотекой, сформировали новое библиотечное мышление, убедили библиотечных работников в том, что маркетинг - насущная необходимость. Можно констатировать, что основой стратегии функционирования библиотеки в современных рыночных условиях является библиотечный маркетинг.

 Возросший интерес библиотекарей - практиков к маркетингу повлек за собой возникновение во многих российских библиотеках и ЦБС маркетинговых служб, целью которых является повышение эффективности функционирования  библиотеки посредством социально - экономического обоснования ведущих направления деятельности, объективной оценки ресурсного потенциала, анализа и прогнозирования запросов пользователей.

 Одной из первых ЦБС, где была организована маркетинговая служба, стала ЦБС «Кунцево» Западного административного округа г. Москвы, объединяющая 14 массовых библиотек. Переход на новые экономические формы и методы хозяйствования (с 1992 г. ЦБС имеет собственный расчетный счет в банке), внедрение платных услуг, новый этап информационного обслуживания читателей на базе автоматизации библиотечных процессов, разработка маркетинговой программы «Усиление информационной функции библиотек» создали предпосылки для  открытия в 1993 г. отдела библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы. С организацией отдела библиотечного маркетинга была усовершенствована структура ЦБС, разработаны и приняты внутренние нормативно - регламентирующие документы: Положение об отделе, структура маркетингового подразделения, его штат, должностные инструкции сотрудников. 

 Первоначально основные задачи отдела были определены следующим образом:  

 а) организация управления деятельностью библиотек, направленная на обеспечение максимального удовлетворения потребностей пользователей;

 б) обеспечение единого научно - методического руководства деятельностью библиотек, оказание им практической помощи;
 

 в) анализ ресурсов библиотек, прогнозирование их развития;

 г) формирование общественного мнения о библиотеках ЦБС, их достижениях, ассортименте услуг;

 д) осуществление партнерских связей с библиотеками других ведомств;

 е) организация единой справочно-библиографической службы на основе согласованной деятельности структурных подразделений ЦБС.

 Таким образом, отдел библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы объединил несколько функций : собственно маркетинговую, методическую и информационно - библиографическую.

 Диапазон деятельности отдела библиотечного маркетинга очень широк :

 1) маркетинговый анализ деятельности библиотек ЦБС, анализ жизненного цикла услуг, формирование оптимальной номенклатуры;

 2) установление и развитие общественных связей;

 3) создание положительного имиджа библиотек с помощью рекламы, распространение достоверной информации о работе библиотек;

 4) разработка документов, определяющих направления работы ЦБС, структуру творческой деятельности библиотек, их развития;

 5) анализ и обработка цифровых и творческих показателей деятельности библиотек ЦБС ;

 6) подготовка и оформление планов, отчетов ЦБС;

 7) разработка и внедрение курса повышения профессиональной квалификации работников ЦБС;

 8) подготовка сценариев и других методических материалов, рекомендаций;

 9) организация и проведение семинаров, конференций.

 Учитывая опыт четырех лет работы отдела, появилась возможность предметного анализа позитивных и негативных аспектов подобной организации структурного подразделения. Значительно возросший уровень информационных запросов пользователей вызвал необходимость трансформировать сектор информационно - библиографической работы, первоначально существовавший в структуре отдела библиотечного маркетинга, в самостоятельный информационно-библиографический отдел. Практика работы выявила ограниченность ресурсных возможностей отдела библиотечного маркетинга, необходимость введения в штат маркетингового подразделения новых должностей (социолога, «паблишера», специалистов рекламного, издательского дела). Документально - правовая база отдела не соответствует современным требованиями и нуждается в переосмыслении. Возникает вопрос о целесообразности совмещения маркетинговых и методических функций.

 Все эти факторы вызвали необходимость научного анализа и обоснования существующих маркетинговых подразделений, выработки оптимальных форм и методов организации профильных служб с использованием опыта российских и зарубежных библиотек и разработки концептуальной модели маркетинговой службы библиотеки.

 

Hosted by uCoz