Клюев В.К., Васильев А.Б.

 

 СЛУЖБА БИЗНЕС-ИНФОРМЦИИ КАК ИСТОЧНИК

 ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ

 

 С начала 90-х гг. библиотеки становятся хозяйствующими субъектами, имеющими юридически закрепленное право на деятельность, приносящую прибыль.

 Библиотеки получили право на внебюджетное финансирование, т.е. привлечение из легитимных источников дополнительных денежных средств для сверхнормативного ресурсного обеспечения. Эта доходная статья служит укреплению МТБ, воспроизводству на собственной финансовой основе услуг, социальной поддержке коллектива сотрудников и т.п.

 Этой цели, наряду с другими, подчинены службы бизнес-информации, т.е. отделы либо самостоятельные подсистемы с профилированным документным фондом, ориентированные на предпринимателей малого и среднего бизнеса.

 Их производственно-предпринимательская деятельность гарантирована федеральными законами «О некоммерческих организациях» (1996), законом о культуре (Основы законодательства РФ о культуре (1992), «О библиотечном деле» (1994), «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (1996), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995).

 Основными компонентами службы библиотечной бизнес-информа-ции являются:

 а) изучение информационного микро-рынка (потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия);

 б) экономический анализ фактической ресурсной базы (собственных возможностей подсистемы);

 в) определение приоритетных направлений деятельности (позицио-нирование рынка информационных продуктов и услуг), анализ потенциальных источников самофинансирования, перспективных инициативных направлений экономической деятельности подсистемы.   

 Компоненты служб бизнес-информации могут варьироваться в зависимости от целей, задач и направлений деятельности конкретной подсистемы, но в унифицированном виде их последовательность примерно такова: определение численности и состава групп пользователей, объективно нуждающихся в библиотечно-информационных, а также информационно-библиографических услугах/продукции; изучение текущего спроса на предоставляемые/рекламируемые библиотечно-информационные услуги среди различных групп пользователей с целью оптимального позиционирования внутрибиблиотечного микро-рынка, а также прогнозирование всего вышеуказанного.

 Стоит также обратить внимание на такие компоненты, как комплексное обоснование задач, направлений и содержания профессиональной деятельности с целью выделения стратегических и текущих приоритетов; изучение рынка информресурсов и выработка оптимальной концепции комплектования проблемно-ориентированного фонда; функционально-ценовой анализ кадровых и материальных ресурсов для позиционирования внутрибиблиотечного микрорынка и определения критериев качества профильных услуг/продукции; установление оптимальных форм и способов предоставления информуслуг пользователям, оказание иных услуг.

 Для обеспечения успешного функционирования библиотеки как хозяйствующего субъекта очень важны: обоснование политики оптимального ценообразования на нетрадиционные продукты библиотеки с учетом платежеспособности пользователей, формирование позитивного имиджа библиотеки как общедоступного и высококомпетентного учреждения, обучение сотрудников новым методам, приемам и формам профильного информационно-библиографического обслуживания пользователей.

 В настоящее время собственными службами бизнес-информации располагают не только крупные научные подсистемы (ГПНТБ РФ, ЦНСХБ РАСХЛ, БЕН РАН и пр.), но и массовые городские: ЦБС «Кунцево» (Западный адм. округ), ЦБС №1 (Южный адм. округ), ЦБС №2 (Северо-восточный адм. округ), ЦБС «Киевская» и т.д., а также периферийные библиотечно-информационные учреждения: Тюменская областная научная библиотека,  Екатеринбургское муниципальное объединение библиотек и пр.

 Вышеуказанные примеры говорят о новой целевой ориентации информационной деятельности отечественных библиотек, реорганизации традиционной системы их управления и ресурсного обеспечения в условиях информатизации общества и развития рыночных отношений. 

 

Hosted by uCoz