Аль-Ахмад Н.

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО, НЕКОММЕРЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИ0ННОГО МАРКЕТИНГА

В зависимости от целей маркетинга можно выделить 3 основных вида библиотечно-информационного маркетинга: коммерческий, некоммерческий, социальный.

 В деятельности библиотек применяется как некоммерческий  маркетинг, цель которого не получение прибыли, а повышение своего имиджа, так и коммерческий маркетинг библиотечно-информационных услуг, цель которого получение прибыли, вкладываемой в дальнейшем в развитие производства и/или стимулирование своих сотрудников, а также социальный маркетинг, ориентированный на изменение социальных установок. Выбор того или иного вида маркетинга зависит от типа и вида библиотеки или информационного центра, целей и задач, сформулированных их учредителями. Большинство библиотек использует концепцию маркетинга, базирующуюся на сочетание принципов перечисленных подходов с определением предпочтения для одного из них.

Первым в библиотеках и информационных центрах нашел свое применение коммерческий маркетинг, так как позволял им точнее определить потребности пользователей и добиться коммерческого успеха.

Библиотеки и информационные центры, работающие по принципу полной либо частичной самоокупаемости, в основу своей деятельности вынуждены положить концепцию коммерческого маркетинга, сочетая его, по мере необходимости, с некоммерческим. Более широкое применение получили принципы маркетинга в деятельности коммерческих информационных центров и фирм. Так, широкие возможности, открываемые технологией распространения информации на компактных оптических дисках, обусловили высокие темпы роста данного вида информационной индустрии. По имеющимся данным, валовой доход только американских кампаний, занятых в данном бизнесе, составляет не менее 700 млн. долл. В индустрии интерактивных информационных услуг США занято более 25 тыс. человек, и годовой доход от данного вида деятельности превышает 3 млрд. долл.

Концепция маркетинга для некоммерческих организаций, первоначально разработанная Ф. Котлером, все еще актуальна и значима для развития маркетинговых стратегий в некоммерческой области, в том числе библиотеках. Котлер считал само собой разумеющимся, что некоммерческие организации - по аналогии с коммерческими - испытывают потребность в организации процессов обмена. Перенос маркетинга на данный тип организаций был связан с представлением о том, что и в некоммерческой области маркетинг может помочь достижению целей.

Деятельность публичных, школьных и других библиотек, а также информационных центров, финансируемых за счет средств государственного или местных бюджетов, строится в основном с применением некоммерческого библиотечно-информационного маркетинга. Они в силу своей миссии и статуса, а в ряде стран и закона не могут представлять пользователям основные виды своих услуг за плату. Вместе с тем они могут также использовать в своей деятельности и элементы коммерческого маркетинга, предлагая своим пользователям дополнительный перечень платных продуктов и услуг.

Существует точка зрения, рассматривающая некоммерческий маркетинг как противовес коммерческому. В наиболее законченном виде эта позиция представлена социальным маркетингом, под которым понимают целенаправленное распространение информации для изменения социальных установок.

Социальный маркетинг в равной степени присущ коммерческим и некоммерческим библиотекам, так как они работают с большими группами населения и в конечном итоге преследуют социально значимые цели. Социомаркетинг ориентирован прежде всего на распространение или изменение общественных установок, в то время как коммерческий и некоммерческий, как правило, учитывают интересы организации как таковой. Библиотека, которая использует инструментарий маркетинга, по большому счету также преследует цель изменения общественных установок через влияние на общественное сознание посредством распространения достоверной информации, пропаганды общечеловеческих ценностей, содействия развитию демократии и соблюдению прав человека.

Домашнее задание по русскому языку www.gdz.name Ладыженская, Баранов. . комфортные условия для игр, поэтому проводить время в Обзор онлайн казино Вулкан Чемпион
Hosted by uCoz