Пименов Е.Н., Багажков А.К., Финогенова С.П.  
 ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ БАН И  
 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
    Большинство проблемно-ориентированных (библиографических) баз данных БАН разрабатываются на основе выпускаемых Библиотекой библиографических указателей (БУ) и часто как замена последних. Поскольку издательские работы в настоящее время почти не финансируются и в системе Академии наук сейчас трудно найти платежеспособных заказчиков, некоторые из БД оказались «во взвешенном» состоянии, и особую актуальность приобретает вопрос о рекламе имеющихся информационных ресурсов и доведении информации до пользователей. Возможным и общеизвестным решением проблемы является использование современных информационных технологий, а именно - тиражирование баз данных на CD-ROM и их реклама в сети Интернет.
       Представление баз данных на CD-ROM возможно в виде подобном их виду на бумажных носителях в формате pdf-файла (portable document format, Adobe Inc.), а также в виде библиографических информационно-поисковых систем (ИПС), обеспечивающих как «адресный» поиск библиографической информации, так и поиск по внутрисистемным тематическим рубрикаторам.
        Базы данных, имеющиеся в БАН и работающие в программной среде ППП CDS/ISIS/M, сравнительно невелики по объемам. Самая большая БД - по эволюции органического мира - насчитывает около 16 тыс. документов, самая малая - по библиотековедению - 606 библиографических записей. Информация же на бумажных носителях, представленная в виде БУ, часть из которых составлялась и публиковалась в БАН, начиная с 1962, 1972 и 1986 гг., в трех наиболее крупных БД составляет порядка 60, 30 и 25 тыс. библиографических записей. Возможность ретроспективной конверсии, то есть ввода всех выпусков указателей в базы данных в настоящее время отсутствует. Необходимость работ по конверсии (в полном объеме), если не проблематична, то требует очень серьезного обоснования. Тем не менее есть основание считать, что значительная часть информации на бумажных носителях может иметь ценность для пользователей. В этих условиях в БАН предлагается следующая общая схема организации информационного обслуживания и параллельно с обслуживанием - ретроспективной конверсии данных.
        Поисковым массивом являются как электронные данные, так и носители информации на бумаге. Основной режим доступа к информации БАН - отложенный теледоступ через E-Mail, обычную почту или другие каналы связи. Главный поисковый инструмент - рубрикаторы базы данных, которые предоставляются пользователям через сеть Интернет и E-Mail. Имеются в виду тематические внутрисистемные рубрикаторы, имеющиеся в каждой БД и являющиеся общими для указателей и для баз данных. Поскольку до 90% информации из БД и БУ имеется в фондах Библиотеки, обязательным режимом работы должно быть предоставление пользователям по E-Mail отсканированных копий первоисточников.
        Для реализации данной модели информационного обслуживания пользователей и для рекламы баз данных в БАН разработаны русский и английский варианты гипертекстового интерфейса (гипертекст первого рода) для Интернет, имеющий следующие основные узлы: базы данных БАН: БД1, БД2 и т.д.; БД1: объем и особенности базы данных, поисковый аппарат, виды информационного обслуживания, формы предоставления информации пользователям, условия предоставления информации пользователям. От пункта «поисковый аппарат» имеется гипертекстовая ссылка к узлу «рубрикатор», который выводится полностью. Гипертекст разрабатывался как типовой для всех проблемно-ориентированных баз данных БАН.
 
 
Hosted by uCoz