Лебедева А.Э.
|
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА |
Поиски выхода из глобального мирового кризиса - нравственного, экологического,
экономического, научного - ведущая тенденция развития человеческого сообщества
на рубеже веков. Признание и осознание необходимости объединения усилий
народов мира для спасения самих себя, несмотря на кажущуюся очевидность
факта - великий итог уходящего столетия. Осмысливая прошлое, чтобы лучше
увидеть будущее, человечество вновь обращается за помощью к мировому культурному
наследию, видя путь к возрождению - в духовном сближении народов, в диалоге
национальных культур. Процесс взаимодействия культуры и общества, процесс
международного сотрудничества во всех сферах жизни
на качественно новом
«диалогическом» уровне - лишь в начале своего пути. Но многое уже достигнуто,
а именно: несомненны развитие и успехи творческого сотрудничества в области
культуры детства, в частности в сфере литературы и чтения детей и юношества
разных стран. Известно, что уровень чтения - важнейший показатель не только
культуры личности, но и культуры общества. Н.А. Рубакин подчеркивал, что
по культуре чтения (что и как читает подрастающее поколение) можно и следует
судить не только об уровне развития молодого поколения, но и гуманизма
страны. Не случайно наблюдается повышенное внимание и издательской деятельности
и к проблемам чтения и библиотечной работы, ибо это один из путей выяснения
и понимания основ сближения народов и культур.
В мире существует ряд международных обществ, научных центров, институтов
и библиотек, ведущих разнообразную деятельность в сфере литературы и чтения
детей и юношества: Международный Совет по детской книге ( I
ВВУ ) , Международная юношеская библиотека в Мюнхене, Центр
Национале во Флоренции, Биеннале в Братиславе, Бюро книги для молодежи
в Нидерландах, Международное общество по изучению детской литературы (
IRSCL - МОИДЛ) и др. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с
детьми и юношеством МГУК на протяжении многих лет профессионально сотрудничает
с коллегами из многих стран - участниц названных международных организаций.
В их числе известные в мире ученые: Ж. Перро (директор и основатель Международного
института Шарля Перро в Париже), А. Боде (профессор Международной юношеской
библиотеки в Мюнхене), Р. Куйвасмяки (директор Института детской литературы
в Тампере, Финдяндия), Н. Масафуми (директор Международного института детской
литературы в Осаке, Япония), Д. Стефенс (президент МОИДЛ, Австралия), Т.
Ван дер Вальт (профессор Университета Претории, ЮАР) и др. В частности,
со специалистами ЮАР начато совместное сравнительное исследование по проблемам
чтения юношества.
Цели международной деятельности в области литературы и чтения: поддерживать
и объединять усилия всех стран в обучении и воспитании детей и молодежи
посредством книг; способствовать усилению ценности книги и чтения в процессе
становления и развития целостной интеллектуальной и духовно-развитой личности;
поощрять выпуск и распространение нравственных и эстетически значимых детских
книг; бороться против бульварной недоброкачественной литературы; содействовать
научным исследованиям по проблемам литературы и чтения детей и юношества;
помогать информацией и советом всем заинтересованным лицам, группам и учреждениям,
чья деятельность так или иначе связана с книгой, с детским и юношеским
чтением; поощрять за особые заслуги международными премиями.
I ВВУ готовит библиотекарей, издателей, авторов и иллюстраторов,
являясь по выражению его основательницы Й. Лепман «мировой совестью интернациональной
детской литературы».
Благодаря совместным усилиям ученых-исследователей со всего мира, литература
для детей и юношества на рубеже веков признана особой формой общественного
сознания, «новым мировым феноменом». Накоплен колоссальный опыт в теории
и практике воспитания детей и юношества как читателей. Культура в целом
и литература для детей и юношества как ее часть превратились сегодня в
существенный фактор интернационального общения и способны повлиять на многие
процессы международной жизни.
Исследователи
культуры детства всех стран, независимо от их политических взглядов, стремятся
иметь возможность пользоваться результатами теоретических и практических
исследований своих коллег, что в наибольшей мере способствует устранению
предрассудков и, в конечном счете, создает благоприятный климат для развития
литературы, культуры, обращенной к будущему мира - нашим детям.
Незнание
и неиспользование российскими коллегами ценнейшего мирового опыта изучения
литературы и чтения изолирует нашу страну от процесса международного культурного
взаимодействия, обедняет отечественную библиотечную теорию.
|