Лебедева А.Э.
О ЦЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
 В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА
        Поиски выхода из глобального мирового кризиса - нравственного, экологического, экономического, научного - ведущая тенденция развития человеческого сообщества на рубеже веков. Признание и осознание необходимости объединения усилий народов мира для спасения самих себя, несмотря на кажущуюся очевидность факта - великий итог уходящего столетия. Осмысливая прошлое, чтобы лучше увидеть будущее, человечество вновь обращается за помощью к мировому культурному наследию, видя путь к возрождению - в духовном сближении народов, в диалоге национальных культур. Процесс взаимодействия культуры и общества, процесс международного сотрудничества во всех сферах жизни на качественно новом «диалогическом» уровне - лишь в начале своего пути. Но многое уже достигнуто, а именно: несомненны развитие и успехи творческого сотрудничества в области культуры детства, в частности в сфере литературы и чтения детей и юношества разных стран. Известно, что уровень чтения - важнейший показатель не только культуры личности, но и культуры общества. Н.А. Рубакин подчеркивал, что по культуре чтения (что и как читает подрастающее поколение) можно и следует судить не только об уровне развития молодого поколения, но и гуманизма страны. Не случайно наблюдается повышенное внимание и издательской деятельности и к проблемам чтения и библиотечной работы, ибо это один из путей выяснения и понимания основ сближения народов и культур. 
         В мире существует ряд международных обществ, научных центров, институтов и библиотек, ведущих разнообразную деятельность в сфере литературы и чтения детей и юношества: Международный Совет по детской книге (  I  ВВУ  )  , Международная юношеская библиотека в Мюнхене, Центр Национале во Флоренции, Биеннале в Братиславе, Бюро книги для молодежи в Нидерландах, Международное общество по изучению детской литературы (  IRSCL - МОИДЛ) и др. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУК на протяжении многих лет профессионально сотрудничает с коллегами из многих стран - участниц названных международных организаций. В их числе известные в мире ученые: Ж. Перро (директор и основатель Международного института Шарля Перро в Париже), А. Боде (профессор Международной юношеской библиотеки в Мюнхене), Р. Куйвасмяки (директор Института детской литературы в Тампере, Финдяндия), Н. Масафуми (директор Международного института детской литературы в Осаке, Япония), Д. Стефенс (президент МОИДЛ, Австралия), Т. Ван дер Вальт (профессор Университета Претории, ЮАР) и др. В частности, со специалистами ЮАР начато совместное сравнительное исследование по проблемам чтения юношества. 
         Цели международной деятельности в области литературы и чтения: поддерживать и объединять усилия всех стран в обучении и воспитании детей и молодежи посредством книг; способствовать усилению ценности книги и чтения в процессе становления и развития целостной интеллектуальной и духовно-развитой личности; поощрять выпуск и распространение нравственных и эстетически значимых детских книг; бороться против бульварной недоброкачественной литературы; содействовать научным исследованиям по проблемам литературы и чтения детей и юношества; помогать информацией и советом всем заинтересованным лицам, группам и учреждениям, чья деятельность так или иначе связана с книгой, с детским и юношеским чтением; поощрять за особые заслуги международными премиями.   I  ВВУ готовит библиотекарей, издателей, авторов и иллюстраторов, являясь по выражению его основательницы Й. Лепман «мировой совестью интернациональной детской литературы». 
         Благодаря совместным усилиям ученых-исследователей со всего мира, литература для детей и юношества на рубеже веков признана особой формой общественного сознания, «новым мировым феноменом». Накоплен колоссальный опыт в теории и практике воспитания детей и юношества как читателей. Культура в целом и литература для детей и юношества как ее часть превратились сегодня в существенный фактор интернационального общения и способны повлиять на многие процессы международной жизни. 
 Исследователи культуры детства всех стран, независимо от их политических взглядов, стремятся иметь возможность пользоваться результатами теоретических и практических исследований своих коллег, что в наибольшей мере способствует устранению предрассудков и, в конечном счете, создает благоприятный климат для развития литературы, культуры, обращенной к будущему мира - нашим детям. 
 Незнание и неиспользование российскими коллегами ценнейшего мирового опыта изучения литературы и чтения изолирует нашу страну от процесса международного культурного взаимодействия, обедняет отечественную библиотечную теорию.
Hosted by uCoz