Колоскова Н.В.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК-ЧИТАТЕЛЬ И
«ЗОЛОТОЙ ФОНД» ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
        Сегодня, как никогда, остро встает задача воспитания подрастающего поколения. Все чаше и чаще раздаются пессимистические пророчества о том, что поколение нынешних детей будет «потерянным», ибо оно не получило (или не выработало) определенных нравственных категорий, ценностно-этической доминанты. Подростки растут в духе меркантильной этики, подавляющей подчиненности материальным благам, технократической культуре. Категории добра, сострадания, альтруизма для них звучат совершенно не актуально. 
 Однако наряду с пессимистически настроенными голосами сейчас звучат и размышления о том, что возвращение к попранным вечным ценностям, категориям души, возможно, остановит энтропию поколения. Особенно настойчиво повторяется мысль о том, что литература - первая ступень духовного неоренессанса. С этим положением трудно не согласиться. Средства массовой информации не окажут на душу подростка такого воспитывающего действия, не вызовут «катарсиса», какой может оказать и вызвать книга... 
 Но книга книге рознь. В подавляющем большинстве литература для подростков, выпускаемая современными коммерческими издательствами, декларирует отнюдь не высоконравственные принципы жизни. Происходит смещение парадигмы - в сознание подростка внедряется примитивный гедонизм, уверенность в превосходстве грубой силы (ибо это - лейтмотив множества книг для тинейджеров, в особенности - книг переводных). Дети заметно теряют интерес к милой литературной сказке, классической фантастике (Г. Уэллс, А. Беляев), «школьной повести» в стиле А. Алексина или Н. Соломко. Все чаще их читательские запросы сводятся к триллерам, романам «ужасов», а то и «розовой эротике». Как отмечают работники детских и юношеских библиотек, это уже стало характерным для читателя 12-15 лет. Разумеется, на данных образчиках второсортной литературы не воспитать в детях достойного художественного вкуса. И что еще печальнее - не воспитать нравственно их души. 
         Однако несмотря на это, говорить о неоренессансе, который может совершиться для поколения современных детей через литературу, все-таки следует. Бульварное чтение быстро утомляет. В отечественной же литературе для детей есть тот «хлеб насущный», тот золотой фонд, который может питать растущую душу; есть те писатели, которым талантом и временем дано высокое право воспитания. И подростки, уставшие от триллера в жизни, книге, на экране, заново откроют для себя удивительный мир добра, который пронизывает романтически-возвышенные романы А. Грина и В. Крапивина, «проблемные» повести Р. Погодина, А. Алексина, А. Лиханова. 
 Важно, чтобы это открытие состоялось и состоялось вовремя. Разумеется, в данном случае - в приобщении к литературе - детям безусловно необходима помощь библиотекарей, педагогов, родителей. И задача библиотек на современном этапе состоит в том, чтобы помочь читателю-подростку узнать, обрести истинные ценности. Художественная литература, в лучших своих образцах представляющая неветшающие идеи гуманизма, добра, альтруизма, должна сейчас выходить на первый план, заново отыскивать путь к уму и сердцу юного читателя. 
         «Золотой фонд» художественной литературы для детей - не надуманное или искусственное явление. То, что вошло в него, выдержало жесткую проверку временем. Выдержало «приливы» и «отливы» читательских интересов. Причем многие имена читатели открывают для себя заново (как это происходит с творчеством В. Крапивина, В. Когаля, Р. Погодина). И это утешительно, поскольку именно в произведениях этих и иных отечественных писателей содержится высокий духовный, нравственный потенциал, делающий человека человеком. 
 В. Курбатов, подытоживая «Литературные чтения в русской провинции», собравшие музейных работников, писателей, библиотекарей, особо отметил выступления последних. Библиотекари сетовали на печальную перемену читательских вкусов, на низкий литературный уровень продукции, представленной на российском книжном рынке. Он с грустной иронией заметил, что библиотекарям, «неизменным подвижницам русской культуры», «не перекричать» улицы (с ее пестротой ширпотреба) своими тихими голосами. Но работа библиотек, направленная на приобщение читателей (особенно детей) к истинным литературным ценностям, - отнюдь не крик, не манифестация. Эта деятельность не разрекламирована так же широко, как деятельность коммерческих банков. Но это совершенно не означает, что она не актуальна и бесперспективна. Наоборот. За нею стоит будущее.
Hosted by uCoz