Колоскова Н.В.
|
«ЗОЛОТОЙ ФОНД» ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
Сегодня, как никогда, остро встает задача воспитания подрастающего поколения.
Все чаше и чаще раздаются пессимистические пророчества о том, что поколение
нынешних детей будет «потерянным», ибо оно не получило (или не выработало)
определенных нравственных категорий, ценностно-этической доминанты. Подростки
растут в духе меркантильной этики, подавляющей подчиненности материальным
благам, технократической культуре. Категории добра, сострадания, альтруизма
для них звучат совершенно не актуально.
Однако
наряду с пессимистически настроенными голосами сейчас звучат и размышления
о том, что возвращение к попранным вечным ценностям, категориям души, возможно,
остановит энтропию поколения. Особенно настойчиво повторяется мысль о том,
что литература - первая ступень духовного неоренессанса. С этим положением
трудно не согласиться. Средства массовой информации не окажут на душу подростка
такого воспитывающего действия, не вызовут «катарсиса», какой может оказать
и вызвать книга...
Но
книга книге рознь. В подавляющем большинстве литература для подростков,
выпускаемая современными коммерческими издательствами, декларирует отнюдь
не высоконравственные принципы жизни. Происходит смещение парадигмы - в
сознание подростка внедряется примитивный гедонизм, уверенность в превосходстве
грубой силы (ибо это - лейтмотив множества книг для тинейджеров, в особенности
- книг переводных). Дети заметно теряют интерес к милой литературной сказке,
классической фантастике (Г. Уэллс, А. Беляев), «школьной повести» в стиле
А. Алексина или Н. Соломко. Все чаще их читательские запросы сводятся к
триллерам, романам «ужасов», а то и «розовой эротике». Как отмечают работники
детских и юношеских библиотек, это уже стало характерным для читателя 12-15
лет. Разумеется, на данных образчиках второсортной литературы не воспитать
в детях достойного художественного вкуса. И что еще печальнее - не воспитать
нравственно их души.
Однако несмотря на это, говорить о неоренессансе, который может совершиться
для поколения современных детей через литературу, все-таки следует. Бульварное
чтение быстро утомляет. В отечественной же литературе для детей есть тот
«хлеб насущный», тот золотой фонд, который может питать растущую душу;
есть те писатели, которым талантом и временем дано высокое право воспитания.
И подростки, уставшие от триллера в жизни, книге, на экране, заново откроют
для себя удивительный мир добра, который пронизывает романтически-возвышенные
романы А. Грина и В. Крапивина, «проблемные» повести Р. Погодина, А. Алексина,
А. Лиханова.
Важно,
чтобы это открытие состоялось и состоялось вовремя. Разумеется, в данном
случае - в приобщении к литературе - детям безусловно необходима помощь
библиотекарей, педагогов, родителей. И задача библиотек на современном
этапе состоит в том, чтобы помочь читателю-подростку узнать, обрести истинные
ценности. Художественная литература, в лучших своих образцах представляющая
неветшающие идеи гуманизма, добра, альтруизма, должна сейчас выходить на
первый план, заново отыскивать путь к уму и сердцу юного читателя.
«Золотой фонд» художественной литературы для детей - не надуманное или
искусственное явление. То, что вошло в него, выдержало жесткую проверку
временем. Выдержало «приливы» и «отливы» читательских интересов. Причем
многие имена читатели открывают для себя заново (как это происходит с творчеством
В. Крапивина, В. Когаля, Р. Погодина). И это утешительно, поскольку именно
в произведениях этих и иных отечественных писателей содержится высокий
духовный, нравственный потенциал, делающий человека человеком.
В.
Курбатов, подытоживая «Литературные чтения в русской провинции», собравшие
музейных работников, писателей, библиотекарей, особо отметил выступления
последних. Библиотекари сетовали на печальную перемену читательских вкусов,
на низкий литературный уровень продукции, представленной на российском
книжном рынке. Он с грустной иронией заметил, что библиотекарям, «неизменным
подвижницам русской культуры», «не перекричать» улицы (с ее пестротой ширпотреба)
своими тихими голосами. Но работа библиотек, направленная на приобщение
читателей (особенно детей) к истинным литературным ценностям, - отнюдь
не крик, не манифестация. Эта деятельность не разрекламирована так же широко,
как деятельность коммерческих банков. Но это совершенно не означает, что
она не актуальна и бесперспективна. Наоборот. За нею стоит будущее.
|