Иванова Г.А.
СПЕЦИАЛИСТ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ:
 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 
 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
        Происходящие в обществе политические, экономические и социо-культурные перемены оказывают существенное влияние на развитие теории и практики библиотечного дела, в том числе и библиотечной работы с подрастающим поколением. В преддверии ХХI в. детские и юношеские библиотеки разрабатывают концепции своей деятельности, уверенно переходят с позиции выживания на позиции возрождения и становления в новом качестве, преобразуясь в многофункциональные учреждения, в которых заинтересовано общество. 
 В целях отработки стратегии профессионального образования чрезвычайно важен анализ мнений различных категорий библиотечных специалистов о приоритетах профессиональной деятельности. Большинство отечественных и зарубежных специалистов библиотечного дела сходятся в том, что в связи с внедрением новых технологий в XXI в. приоритетным направлением становится участие библиотек в информатизации общества. 19 юношеских библиотек нашей страны стали участниками программы «Информатизация отраслей культуры». Они создали и создают локальные сети, собственные базы данных, используют CD-ROM как справочно-библиографические и информационные материалы, как обучающие системы. В связи с этим должен бы повышаться престиж библиотечной профессии. 
         Однако данные отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что в большинстве стран мира репутация профессии невысока, соответственно низок статус библиотекарей, что выражается в небольшой зарплате и неадекватных условиях труда. Так, исследователи ИФЛА, собрав обширный материал на основе вопросника, разосланного в 90 стран 150 национальным библиотекам, выявили, что подавляющее большинство респондентов убеждены в низком статусе профессии: 26% активно поддержали это предложение, 56% согласны с ним, 8% не определили своего отношения. 35% не согласны, 1% - «очень не согласны”. 
 Среди причин низкого престижа библиотечной профессии исследователи выделяют: «фактор невидимости», отсутствие у широкой общественности представления о социальной ответственности библиотеки, низкое качество обслуживания в некоторых библиотеках, стереотип библиотекаря как строгого, пунктуального и скучного человека. 
 Среди неотложных мер, необходимых для поднятия престижа библиотекарей, респонденты называют: преодоление «фактора невидимости», реформы библиотечного образования и подъем профессиональной культуры библиотекарей. 
         Изменения в деятельности российских специалистов происходят уже сегодня. Выживая в новых экономических условиях, многие библиотекари стали параллельно преподавать в школах, вести кружки или факультативы. Заслуживает внимания опыт геленджикских библиотекарей по проведению 1 Международного фестиваля детского творчества «Дети и книга» с участием 300 детей из разных регионов России. Ребята в возрасте от 7 до 17 лет занимались в семинарах по номинации «Слово», «Иллюстрация», «Мой Пушкин», «Моя библиотека» под руководством таких опытных мастеров, как Р. Сеф, В. Чижиков, И. Шкурко, А. Щуплов. 
 Преодолению «фактора невидимости» способствует созданная несколько лет тому назад Ассоциация детских библиотекарей России, издающая свой журнал «Детская библиотека», постоянно организующая лаборатории, конференции, семинары. 
 На наш взгляд, профессиональная деятельность современных и будущих детских и юношеских библиотекарей будет ориентирована прежде всего, на содействие творческому развитию личности растущего человека, предоставление ему максимальных возможностей для удовлетворения духовных потребностей, потребностей в образовании и самообразовании, на помощь юным читателям в приобщении к миру информации, мировой и отечественной культуре. Сегодня, когда детей и подростков трудно оторвать от видеомагнитофонов и компьютеров, только профессионал высокого уровня может увлечь их книгой. 
         В настоящее время библиотечное сообщество располагает документами и материалами о библиотечной работе с детьми и юношеством, носящими прогностический характер. Среди них: документы, подготовленные американскими библиотечными ассоциациями - Ассоциацией библиотечного обслуживания детей, Отделением по обслуживанию юношества, Ассоциацией школьных библиотекарей. Большой интерес представляют документы «Реализация национальных целей образования через библиотечное обслуживание» и «Через библиотеки - к будущему». 
 Многогранная деятельность библиотекарей, предоставленная в этих документах, может осуществляться лишь высококвалифицированными специалистами. Существуют различные подходы к подготовке профессионалов для работы с детьми и юношеством как в России, так и за рубежом. 
 На кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУК накоплен богатый и разнообразный опыт подготовки кадров для детских, школьных и юношеских библиотек, проводятся специальные исследования. 
 еоретические и прикладные разработки послужили основой для создания профилированной модели библиотечного образования, обоснования соответствующих квалификаций. Создание профессиограмм и квалификационных характеристик специалистов по работе с детьми и юношеством, а также государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография», позволяют обновить содержание образования, внести ряд корректив в современную модель вузовской подготовки кадров. Ученые кафедры видят свою задачу в том, чтобы разработать мобильную, легко обновляемую систему профессиональной подготовки специалистов детских и юношеских библиотек.
Hosted by uCoz